Тело Человека, прибитое гвоздями ко кресту, истерзанное и умирающее в агонии, поднятое высоко над землей, так, чтобы это было видно всем. Что в этой картине уже много веков приковывает взоры всего человечества?
В мировой истории было немало выдающихся людей, которых публично и несправедливо казнили, но ни один из них не оставил такого следа как Иисус Христос. Что же случилось 2000 лет назад в Палестине, что мы вспоминаем об этом вновь и вновь? И почему смерть Иисуса Христа невозможно сравнить ни с какой другой?
АГНЕЦ БОЖИЙ
Жизнь Иисуса Христа, как она описана в Евангелиях, поражает Любовью, Силой и Светом, которые Сын Божий нес каждому, с кем встречался. Но и смерть Его потрясает не меньше. И не только чудовищной несправедливостью, но и безропотной кротостью, с которой Христос принимает Свою казнь.
Когда я читал Евангелие впервые, одна из сцен особенно поразила меня. Она случилась за несколько часов до распятия: Спаситель предстал на суд правителя Галилеи Ирода Антипы. Этот могущественный человек, во власти которого было помиловать Иисуса, обрадовался такой встрече. Ирод много слышал об этом человеке, и «надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо» (Новый завет, Евангелие от Луки, 23:8). Но каково же было разочарование правителя, когда на все вопросы вельможи Иисус отвечал молчанием. Почему Христос, мудрейший и духовно сильнейший человек на Земле, не подал голоса в Свою защиту? Почему не попытался «перетянуть» правителя Галилеи на Свою сторону?
Это безмолвие Христа особенно поражает, когда мы осознаем, что перед Иродом стоит Сын Божий, способный одним словом, обращенным к Отцу Небесному, призвать армию ангелов, которая вступится за Него. Но Агнец Божий, как Священное Писание называет Иисуса, предает Себя добровольно и безропотно. Он не жертва обстоятельств, не жертва злых людей, Он Тот, кто осознанно и свободно идет на эту казнь.
Христос молчал, потому что в этот момент внутренне Он уже был мертв. Для Него всё уже было решено… Он не только знал, что этот допрос закончится казнью, Он Сам шел к Своему кресту.
ПРОСТИ ИЛИ ВОЗДАЙ?
Чтобы понять, почему Иисус пошел на такое, надо прислушаться к тем немногим словам, которые Он все-таки произнес в последние часы жизни. Любой человек, зная, что находится на пороге смерти, старается сказать самое важное. Именно поэтому люди перед кончиной признаются в любви, просят прощения или прощают. Ведь как бы человек не гонялся за успехом, за материальными благами, как бы не утверждал самого себя, потакая своему тщеславию, все-таки в последние минуты каждому становится очевидно — главное в жизни — это отношения.
Точно так же и Христос, уже находясь на кресте, разомкнул Свои уста, чтобы сказать обо всех, кто повинен в Его смерти: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Новый завет, Евангелие от Луки, 23:34).
Вам не кажется эта фраза парадоксальной? С точки зрения обычной человеческой логики для того, кто творит зло, не осознавая, что именно он делает, необходимо не прощение, а возмездие, злодею нужно прочувствовать последствия зла, которое он совершает. И такие мысли приходят нам всегда, только если… речь не идет о нас самих или о наших самых близких людях. Готовы ли мы требовать полного наказания за всё, в чем повинны сами? Хотим ли, чтоб возмездие за все ошибки настигло наших детей?
ОН МОЛИЛСЯ ОБО МНЕ
В Писании сказано, что в смерти Христа повинен каждый человек. Ведь Иисус именно потому добровольно пошел на казнь, что не было другого пути избавить нас от грехов. А значит не важно, что нас не было там, у этого креста, мои грехи точно так же распинали Его. И я так же повинен в смерти Христа, как все участники той казни….
Но хорошая часть этой истории в том, что и молитва о прощении, которую Иисус произнес на кресте, касается и меня лично, и все мои грехи прощены и искуплены Им!
Но самое радостное в этой Евангельской истории 2000-летней давности в том, что Христос воскрес из мертвых, ведь Его любовь к нам оказалась сильнее смерти.
Это именно то, что мы празднуем сегодня.
Христос Воскрес!.
Роман УСАЧЁВ.