Две парадигмы

Может ли психология быть альтернативой вере в Бога?
Наталия Иннина Акцент
В современном мире психология отвоевывает всё больше места, помогает человеку решить массу проблем: от неумения воспитывать детей до эффективного управления бизнесом. Некоторые всерьез называют психологию религией будущего, ссылаясь на то, что прием у психолога часто напоминает исповедь священнику. Но может ли психолог давать морально-этические оценки и имеет ли право говорить о том, допустим, хорошо ли иметь cекс до свадьбы или является ли грехом гомоcексуализм? Разве это не вопросы духовного служителя, который занимается спасением души?

Что же тогда в поле зрения психолога, название профессии которого происходит от греческого слова «psyche» – душа? Если он помогает человеку принимать самого себя, найти свой путь, решать возникающие проблемы на основе научных знаний о человеке и его поведении, то разве это не лечение души? Но тогда психология — это светское ремесло и с религией ничего общего не имеет?

Разобраться в этих непростых вопросах мы попросили практикующего психолога, преподавателя факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателя Российского православного университета Наталию ИНИНУ и практикующего психолога, ведущего семинаров, тренингов в Казани Марата МИНСАФИНА.

Наталия ИНИНА:

«Психолог никогда не заменит священника»

— Наталия Владимировна, может ли вера в Бога быть альтернативой психологической помощи?

— Этот вопрос очень часто задают. Давайте вспомним такое понятие как тримерия – человек состоит из тела, души и духа. Своим духом мы обращены к Богу, к церкви, к таинствам. Но нередко на пути нашего духа стоят раны нашей души, которые мешают жизни духа в нас. И именно в таких случаях нужна психология. Исцеление травм, помощь в возрастании личности, путь к осознанию себя и мира, обретение целостности – вот те главные вопросы, в которых может помочь психология.

— Можете уточнить, какая психология нужна верующему человеку?

— Надо оговориться, верующему человеку нужна психология духовно ориентированная, нравственная, помогающая не только освободиться от проблем, но и обрести ценностно-смысловые ориентиры, нравственные опоры, без которых душа будет колебаться и падать. И если такая работа сделана, если Эго человека преодолено и на авансцену выходит человеческая Личность, то тогда человек может подняться над своей психикой и войти в духовное пространство в полной мере, неотягощенный психологическими веригами. В этом плане, когда мне удается говорить со священниками, мы легко понимаем друг друга, ведь психолог никогда не заменит священника, он лишь помогает ему в деле исцеления души, а не ее спасения.

— Обращаются ли к вам священники, монахи?

— Да, и оказывается, что и у них — людей, живущих глубоко духовной жизнью — тем не менее есть психологические, душевные проблемы. И когда удается преодолеть эти сложности, качество духовной жизни лишь возрастает. Речь, безусловно не идет о психологизации жизни религиозных людей, но надо признать существование таких ситуаций, травм, переживаний, которые мешают духовной жизни.

— А если их игнорировать?

— Конечно, можно это игнорировать, но опыт показывает, что любое отрицание проблемы

рано или поздно приведет к тяжелым последствиям – к неврозам, к психосоматическим расстройствам, к депрессиям и так далее. И это не теоретические соображения, а практические наблюдения, опыт многолетнего консультирования.

— «Каждая эпоха порождает особый невроз», говорил психотерапевт Виктор Франкл. Можем ли мы обозначить те проблемы современности, которые вызывают неврозы в наше время?

— Действительно, наше время вовсе не способствует психологическому здоровью. Мир становится всё более агрессивным по отношению к человеку, он всё время требует изменения, адаптации, ускорения в соответствии со всё более усложняющимися условиями существования. Посмотрите, сколько проблем возникает у людей, живущих в мегаполисах – возрастает количество депрессивных расстройств, панических атак, невротических искажений. И дело не в том, что появились психологи, а в том, что людям всё сложнее жить, они уже не могут справиться со своей жизнью без помощи психологии. Каковы основные запросы людей сегодня? Это одиночество, потеря смысла жизни, отчужденность в семье, нарастающее количество конфликтов между людьми не только в семье, но и на работе, разнообразные психосоматические проблемы, панические атаки, о которых, надо сказать, 20 лет назад еще никто и не знал, и так далее и тому подобное. Вспоминается очень точное замечание одного священника – прогресс привел к тому, что человечество выиграло, но человек проиграл. Если развернуть смысл этого утверждения, то речь идет о том, что человек, его психика не поспевает за колоссальной скоростью изменений, происходящих в мире.

Недавно я присутствовала на одной конференции, на которой всерьез обсуждали идею имплантации в мозг человека третьего полушария мозга, поскольку два имеющихся полушария уже не справляются с потоками информации, обрушивающимися нам на голову. Почему-то никто не обсуждал проблему психологической экологии. Человек всё больше воспринимается как набор неких функций, компетенций, которые надо наращивать до бесконечности. Но, помилуйте, человек все-таки прежде всего личность, он рождается не для того, чтобы максимально реализовать свой функциональный потенциал, а для того, чтобы прожить достойную жизнь, за которую не будет стыдно.

Виктор Франкл, о котором вы упомянули, писал о том, что уже во второй половине XX века в современном мире начало нарастать такое явление как логоневроз – потеря смысла существования.

— Такой тип невроза сегодня распространен? Как ему противостоять?

— Люди не понимают зачем они живут, и именно с этим запросом часто приходят к психологу. Но и без психолога интуитивно ищут и находят выход из этого тяжелого положения: сколько прекрасных людей — волонтеров можно встретить в детских интернатах, хосписах, домах престарелых, в помощи другим они находят свой смысл жизни и это вызывает огромное уважение!

Юлия КОРОТКОВА.

Марат МИНСАФИН:

«Мы не вместо, мы – вместе»

— Последние лет пять у людей чуть ли не массовый запрос – что-то срочно поменять! Это просто бум! Поэтому появилось очень много психологов, коучей, консультантов, — утверждает Марат Минсафин. — Но запрос всегда существовал: духовный отец в православии или мулла в мусульманстве эту функцию и раньше выполняли. Хорошие отцы и матери тоже тонкие психологи для своих детей, владеют простейшими навыками коммуникации.

— С чем именно приходят к вам люди? Что они хотят срочно поменять?

— Мы работаем только с теми желаниями человека, которые он очень сильно хочет, они в определенной степени экологичны: не противоречат его внутренним ценностям. Но бывает и по-другому: допустим, у меня есть дети, отношения с ними мне очень важны, а цель – много зарабатывать, вынужден пожертвовать отношениями с детьми ради денег. Ухожу на работу – они еще спят, прихожу – они уже спят. Это уже не экологично для человека: два намерения вступают в противоречия друг с другом. Поэтому необходим честный разговор с самим собой: если я хочу финансового успеха, то как изменятся мои отношения с родными и близкими? Станет ли успех фундаментом моего счастья?

Вообще современных людей часто волнует вопрос: можно ли совмещать успех и счастье? Невозможного ничего нет!

— Получается, что через психологию вы разворачиваете человека на то, что всё возможно?

— Если происходит согласие с его внутренней экологией и его цели не противоречат мироустройству, то нет причин, чтобы он чего-то не достиг. Мы больше говорим с людьми про счастье, а успех – это лишь одна из его составляющих.

Что касается счастья, то с одной стороны оно очень конкретно, понятно, к чему все стремятся, а с другой — очень индивидуально, потому что нет универсального понимания счастья. Для кого-то важно быть всегда первым, а кому-то для счастья важно, чтобы его просто похвалили. При этом последний может состояться в профессии, получать много денег, но страдать оттого, что ему доброго слова никто не скажет.

— Вы занимаетесь душой?

— Я бы так не говорил, у нас программы социальной направленности, люди приходят с простыми запросами: хочу гармоничных отношений, хочу научиться любить себя, хочу успеха в бизнесе и тому подобное. Мы же «выводим» человека на бытийные составляющие: кто я такой, что мне важно и ценно. Эти вещи более высокого порядка, чем что-то хотеть получить. Поэтому приходится узнавать у человека: почему же это тебе значимо, дорого? Возможно, это вообще не твое! Вот подсмотрел у друга, соседа, у мамы, у папы, но это не твое! Очень много времени уходит на то, чтобы человек, наконец, понял, какие ценности для него истинные и начал жить своей собственной жизнью.

— Верующий человек считает, что кроме души у него есть дух и тело. А что для вас значит эта триада?

— Об этом русское слово расстроиться: дух — в одну сторону, душа – в другую, тело – в третью. Это когда, например, ноги не идут на работу: я расстраиваюсь, и прихожу на работу не цельный, тело мое здесь, душа против одного, дух против третьего. Не случайно во многих мировых практиках большое значение уделяется состоянию центрированности, это когда дух, душа и тело едины. Человек точно знает, чего хочет и у него на это есть благословение как минимум свое личное.

— Под духом верующий понимает обращенность, устремленность к Богу, а вы?

— В социальном плане мы не различаем душу и дух, этим занимаются люди религиозного толка.

— Может ли вера в Бога быть альтернативой психологической помощи?

— Внешне, казалось бы, две противоположности, но являются разными концами одной палки, одно без другого невозможно. Если бы не было черного, то понять, что такое белое – нереально. Белое мы осознаем только на фоне черного. Так и психология — не альтернатива вере в Бога, а отчасти другое, но если человек способен совмещать и то, и другое, он становится поистине успешным, счастливым. Например, опытный батюшка

всегда тонкий психолог: через него ведь такое число людей проходит, он настоящий практик!

Вообще я думаю, что и религиозные деятели, и психологи работают на одно и то же — себе и другим позволяют быть счастливыми. Мы не вместо, мы — вместе.

— Что вызывает невроз в наше время? Как этому противостоять?

— Внешняя информация сейчас является огромной силой, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром, с другой стороны, это источник глобального стресса. Если посмотреть на современного человека, то он бесконечно много обучается тому, чтобы владеть внешним миром. А ключ для управления внешним находится внутри. Если человек умеет управлять самим собой, тогда и внешний мир под него подстраивается.

Если современный мир – это бешенный темп, я бы рекомендовал человеку замедлиться – начать слушать и слышать самого себя. Чего я хочу, что мне важно, ценно, куда я иду и чего ищу? Что мне важно не только сейчас, а и через 20, 30 лет? Но над этими вопросами, как правило, человек задумывается в последнюю треть жизни.

Наталья ВЯТКИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *