ДЕТИ ЭКРАНА

Каких людей воспитают гаджеты?
Дети экрана Акцент

Гаджеты. Мы не мыслим свою жизнь без них! Взрослые и дети, дома, в общественном транспорте, на работе, в торговом центре, наши глаза прикованы к этим небольшим светящимся экранам. С их помощью мы покупаем, общаемся, развлекаемся, работаем, учимся, узнаем новости…

Многие философы и психологи констатируют, современный человек оказался порабощен этими техническими новшествами. Например, немецкий мыслитель Карл Ясперс утверждал: «Человек попал под ее (техники) власть… Судьба человека зависит от того способа, каким он подчинит себе последствия технического прогресса… как человек, подчинившийся технике, станет господствовать над ней».

О том, насколько опасны гаджеты, какое влияние они оказывают на детей и взрослых, мы поговорили доктором психологических наук, профессором КФУ Наилей САЛИХОВОЙ.

Переварить технику

— Наиля Рустамовна, можно ли считать гаджеты угрозой для человечества? Ведь в каждой эпохе случались открытия и изобретения, которые люди воспринимали именно так. Например, известно, что у Толстого, в «Анне Карениной», поезд является символом цивилизации, под натиском которой гибнет всё лучшее в человечестве. Но поезда вошли в нашу жизнь, и качественно ее улучшили, и вроде бы, ничего плохого не произвели…

— Сказать честно, это не моя научная тематика, хотя исследования на эту тему, конечно же, существуют. Но я могу высказать некоторые свои соображения … Начну с того, что каждый век приносит новые явления в жизнь, причем такие, которые преобразуют всё, и неизвестно что было бы без этих преобразований. Другое дело, что сейчас темп изменений нарастает, и важно учитывать скорость образно выражаясь «переваривания» обществом этих новшеств. Раньше ведь жизнь менялась медленно. Например, книгопечатанье изменило общество, но книги очень долго входили в обиход, веками они оставались недоступной роскошью для большинства простых людей. А современные технологии буквально ворвались в нашу жизнь. Причем техника усложняется, постоянно появляются новые и качественные товары в этой области, а культурно выработанных способов того, как встраивать это в повседневность, как этим управлять, нет. Так что, в наше время, именно вопрос со скоростью освоения и встраивания в жизнь этих технических новинок, становится цивилизационным вызовом. Выдерживаем мы его или нет? Обществом пока не выработаны гуманитарные технологии, которые бы регулировали, учили тому, как встраивать эти новые технологии в образ жизни человека, и особенно ребенка. Техническая составляющая цивилизации в этом смысле движется вперед, а вот гуманитарная составляющая, которая нормирует, создает правила, оберегает, дает направление использования, не успевает за технологиями и даже не успевает осмыслить опасности.

Приборчик вместо мамы

— А что именно нужно осмыслить, если речь идет о гаджетах? Какие опасности они таят?

— Именно потому, что новые технологии такие мощные, они «цепляют» за фундаментальные базовые потребности человека. То есть, с помощью этих приборов можно быстро и доступно их удовлетворять. Вот, например, одна из базовых потребностей человека – потребность во впечатлениях. Человек с ней рождается, из нее произрастает много важного, например, потребность новорожденного в общении, благодаря чему появляется его психологическое единство с мамой, без которого

невозможно нормальное психическое развитие. Гаджеты задают высокую скорость смены впечатлений, а другие процессы жизни протекают гораздо медленнее, не всегда столь визуально ярко, и потому могут начать им проигрывать в соревновании за внимание ребенка.

— Это, наверное, особенно вредно для маленьких детей?

— Да, если ребенок попал на этот крючок очень рано, когда потребность во впечатлениях огромна, когда у него только формируются все основные структуры мозга, тогда это может быть схлопыванием его развития. Особенно опасно, если младенца «подсаживают» на гаджеты в период, когда идет активное сенсорное развитие, когда он познает мир через предметы: их форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус, когда ребенок всё с интересом рассматривает, трогает, пробует. Но если в это время стимуляция «сворачивается» до этого приборчика, то ни игрушки, ни что-то другое уже не смогут удовлетворить ребенка. Гаджеты – это ведь когда очень ярко и быстро, и всё остальное его уже не впечатляет, и не удовлетворяет его интереса. А тревожная или ленивая мамочка, получает быстрый и доступный способ успокоить малыша, при этом ей ничего не нужно выдумывать самой, просто включить смартфон и заглушить потребности ребенка, заворожив ярким мельканием образов на маленьком экранчике. Наверное, есть ситуации, когда это оправдано, но со временем такой способ может становиться для мамы основным в силу простоты и удобства использования…

— То есть, потребность ребенка во впечатлениях должна удовлетворяться многими способами, и приборчиками, и родителями, и яркими игрушками?

– Вот только приборчики бы я убрала. Не уверена, что это подходящая игрушка для маленьких детей. Ведь, что я имею в виду, когда говорю, что культура не успевает создавать нормы использования гаджетов? Сенсорное развитие совершается вкупе с двигательным. А планшеты и телефоны в этом смысле однобокие, потому могут приносить вред на ранних ступенях развития, создавая другую структуру мозга. У ребенка будут развиваться те центры мозга, которые загружены, а другие – нет. И последствия такого перекоса будут тяжелыми. Уже сейчас поднимают вопрос о том, что современные дети страдают «порхающим» вниманием, ни на чем не могут сосредоточиться, имеют «клиповое» разорванное мышление. Как ответ на это, рано или поздно, обязательно появятся культурные нормы пользования гаджетами, но пока их нет…

Если ребенка рано подсадили на гаджеты, облегчив жизнь маме, примитивизировав, кстати говоря, ее роль, дав ей возможность не обращать внимания на свое дитя, то пластично формирующийся мозг обретает зависимость, от которой вообще-то, его вряд ли что-то избавит. Подсадить подростка на наркотики, возможно, меньшее зло, чем маленького ребенка на гаджеты. Потому что подросток хоть в чем-то сознательное существо, в нем хоть какие-то ценности уже сформированы, что может стать опорой для коррекции, а малыш – существо по большей части бессознательное, ему вообще нечего противопоставить этой зависимости. При отмене пользования гаджетами будут все симптомы зависимости – депривация, тяга к источнику удовольствия. Вторая беда в том, что пока нет жестких заданных образцов того, как использовать, нет нормативов для родителей – бесконтрольность использования приборов детьми и родителями приносит огромный вред для психики и здоровья детей.

Без усилий

— Значит действительно использование гаджетов вредно?

— Как я и сказала, опасно, если не обработано культурой, не вросло оптимальным способом в образ жизни. Если культура выдержит этот вызов и создаст практики, нормы применения, то это же может стать очень полезным и развивающим. Для сферы образования можно использовать яркость, быстроту, способность захватить, удерживать внимание. Поэтому проблема не в гаджетах, а в том, как их использовать. Мы же не даем острые ножницы младенцу – опасно, мы даем погремушки вместо ножниц. С гаджетами

то же самое. В современном обществе, особенно нашем, российском, ситуация регуляции и выработки нормативов вообще, на мой взгляд, катастрофическая. Люди всё больше понижают уровень требовательности к себе, а к детям могут предъявлять то чрезмерно повышенные, несоразмерные возрасту требования, то вообще предоставляя всё на самотёк…

— Гуманитарные практики все-таки – это запреты?

— Не только, и даже не в первую очередь. Понимаете, если ребенок наигрался в течение дня, если он набегался, наобщался, у него много разнообразной деятельности, то он лег в кровать, и голова еще подушки не коснулась, он уже спит, ведь он нагружен впечатлениями. Но если в его жизни мало что происходит, ему не хватило переживаний, то он уткнется в экранчик прибора и останется там. То есть это вопрос, что в этой жизни есть кроме гаджета, что еще интересно, есть ли жизнь, богатая событиями и действиями. Ведь телефон обеспечивает «яркую жизнь», только без внутреннего усилия. И ребенок привыкает к тому, что усилий нет, а смена впечатлений есть. Тут интересненько, там интересненько. Но к усилиям-то он не привык. Например, беда современных студентов в том, что они не привыкли совершать усилие чтения. Гаджеты дают всё быстро и просто, не надо напрягаться, искать нужную информацию, ее перерабатывать, читать научную литературу. Интернет даст три-четыре коротких определения и не надо читать длинный текст, вникать в суть. Причем, я знаю, что именно для детей разного возраста можно создать огромное количество образовательных игр, развивающих программ. Они уже есть и от них огромная польза. Но они не столь раскручены на рынке, создание такого продукта требует больших затрат и не все корпорации на это готовы.

— А где-то, у кого-то есть понимание опасности того, что производят гаджеты? В обществе идет формирование регулятивных нормативов, о которых Вы говорите?

— Да, например, в Китае есть клиники, где помогают бороться подросткам с виртуальной зависимостью. Сейчас используется термин «визуальная аутизация» и есть исследования западных ученых в этой области. « Визуальная аутизация» это, по сути, снижение потребности в общении. О механизме формирования такой аутизации, мы говорили выше. Она формируется очень рано, если ребенок сосредотачивается на маленьком экранчике и уходит от общения со взрослым.

Суррогаты жизни

— Что формирует именно зависимость от гаджетов?

— В данном случае это удовлетворение очень насущной потребности простым и доступным способом. Но гаджеты ведь часто дают суррогаты, иллюзорное удовлетворение потребностей. Подросткам – самоутверждение, самопрезентацию, круг общения и чувство принадлежности к какой-то общности. При этом нет реального взаимодействия и реальной живой взаимосвязи с людьми, нет чувства «плеча», опоры на другого. Во многом это имитационное, не настоящее самоутверждение и иллюзорное сообщество, если эти контакты не выходят в реальную жизнь. Я не отрицаю и позитивного значения соцсетей, иногда человек не может найти себе Другого для реального общения. У нас в университете я знала студенток, которые в юности жили в очень маленьких городках и очень страдали от одиночества, недостатка тесного общения, поскольку не могли найти там равных себе по интересам, по уровню развития личности и интеллекта Когда же они поступили в университет, то по их словам, как будто «домой вернулись», нашли подруг, друзей, круг близкого общения, «своих». Если соцсети дают человеку такую возможность, это здорово, но если в реальной жизни человек общаться боится, не умеет, то соцсети его этому не научат, возможно, даже уведут от контактов в реальной жизни.

— И все-таки, тот факт, что гаджеты меняют человека, это хорошо или плохо?

— Не бывает палки без двух концов, мы не можем однозначно сказать, как новые технологии скажутся на современных людях. Чтобы понять, как технологии повлияют на

человека, надо иметь методики, которыми можно измерить эти изменения. Современные дети быстрее ориентируются в технических вещах, чем взрослые. Они другие, но хуже или лучше, судить трудно. Мы не знаем, как будет жить общество через двадцать-тридцать лет, мы более или менее знаем прошлое. И как, исходя из него, мы можем понять, каким должен быть человек в будущем? Психика меняется, но хорошо это для человека или плохо, покажет это самое будущее. Компьютеры, гаджеты очень сильно изменили и мою жизнь, в том числе и профессиональную. Замечаю как много плюсов по мобильности, оперативности, так и несомненные минусы. Мы тревожимся о том, какими будут новые люди, исходя из реалий прошлого мира. Возможно на смену нам придет новый антропологический тип человека, который будет в большей степени соответствовать технологическим реалиям нового общества и при этом сумеет сохранить в себе всё лучшее человеческое.

Юлия КОРОТКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *