ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ ИЛИ ДЕТИШКИ С КРЫЛЬЯМИ?

Ангелы — это служители Бога, исполнители Его воли
Ангелы Акцeнт

Знакомая с удивлением показала мне книгу. Под слоганом «Управляй своей судьбой» и с объявленным жанром «Практический курс тайных искусств» издание носило простое название «Ангелы». Автор – Карл Грей. Поскольку я на протяжении многих лет подобное видела, то удивилась не очень. Автор учит доверчивых читателей как вступить в контакт с ангелами-хранителями, ангелами-целителями, «почувствовать руками энергию», привлечь ангелов для умножения собственного достатка. Для практики предлагаются нехитрые упражнения. Дается классификация ангелов, что неудивительно: мало кто не «баловался» составлением подобных классификаций как ангелов, так и их оппонентов – демонов, при том, что об ангелах в Библии написано крайне мало, а о демонах – просто исчезающе мало. Но на протяжении веков люди неуклонно стремятся к тому, что Новый завет называет «проникновением в служение ангелов» и что ни в коем разе не одобряет.

Кто же такие ангелы? Это маленькие детишки с крыльями, родные братья амурчиков из греческой мифологии, которых можно увидеть на картинах старых мастеров? Или большие красивые существа – тоже с крыльями? Какое отношение они имеют к нашей судьбе и как мы можем с ними взаимодействовать?

Ангелы как мужи

В Ветхом Завете ангелы являлись часто. Они были абсолютно без крыльев и выглядели как «мужи», как люди мужского пола. Ни об их внешности, ни об одежде уточнений не было. Такие три мужа явились Аврааму при дубраве Мамре, и этот сюжет лег в основу Рублевской «Троицы». После этого один из них остался говорить с Авраамом о судьбе Содома, и как-то ненавязчиво выяснилось, что это сам Бог. А два другие пошли в Содом спасать племянника Авраама – Лота и его семью. Так что, кто из «ангелов», появлявшихся в Ветхом Завете, был собственно ангелом, а кто – Богом, работавшим «под прикрытием», не всегда понятно. Например, явился Иисусу Навину накануне битвы «муж» с мечом. Когда его спросили, кто он такой, он ответил: «Вождь воинства Господня». Также с Израильским народом по пустыне шел загадочный «Ангел лица Его (Бога)», который говорил от имени Бога в первом лице (Я, Меня). Подобный ангел явился родителям героя Самсона, а также будущему полководцу Гедеону. С одной стороны – ангел, некий «муж», а с другой – говорит от имени Бога. Эти ангелы были без крыльев.

Ангелы – это вестники

Да, кстати, а откуда само слово «ангел»? Оно ведь греческое, означает, как известно, «вестник», и вовсе не является каким-то видовым названием существ, или, как сказали бы любители компьютерных игр, «расы» существ. Мы знаем только несколько фактов: они не люди, они приходят от Бога с поручением (или под видом ангела приходит сам Бог – иногда) и приносят весть (поэтому «вестники»), они обладают сверхъестественными для людей способностями. А первый ангел вообще появился в книге Бытия. У ворот Эдемского сада, откуда только что были выдворены Адам и Ева, Бог поставил ангела-стража (херувима, вернее, херува) с вращающимся мечом (что бы это ни значило), чтобы первые люди не могли туда вернуться. Это вроде бы и не вестник, а скорее охранник. Но, тем не менее, все равно называется ангелом. Ангел являлся Даниилу. Он говорил о Михаиле, князе народа Израиля, которому противостоял князь Тирский. Тут ангелы

названы князьями, и Михаил — вождь воинства ангелов. Считается арх-ангелом (высшим ангелом, одним из глав ангельской иерархии).

Ангелы – служебные духи

В Новом Завете ангелам тоже немало дела. Ангел Гавриил принес Марии весть об ее избрании (кстати, он тоже именуется арх-ангелом — высшим ангелом). Ангел являлся и святому Иосифу, мужу Марии. Хор ангелов пел, возвещая о рождении Христа, и его слышали пастухи. Ангелы служили Христу в пустыне во время его сорокадневного поста. Однако потом, когда Христос выходит на служение, исцеляет, изгоняет бесов, воскрешает мертвых, ангелы уже не появляются – словно бы дело спасения полностью перешло в руки Богочеловека и апостолов. А вот когда Христос молится в Гефсиманском саду, к нему приходит ангел и укрепляет его (утешает, поддерживает). Затем ангелы возвещают воскресение Христа (они описываются как мужи в сияющих, ослепительных одеждах). Когда Христос возносится, ангелы говорят его ученикам, что он вернется – так же, как вознесся.

Дальше в Деяниях апостолов Ангелы не оставляют своим вниманием новорожденную церковь. Спасают Петра из темницы, переносят Филиппа с одного места на другое (вот это телепортация!), объясняют Петру, что надо идти к язычникам, всячески помогают апостолам, в том числе и Павлу. При этом они выполняют, как и написано, служебную роль. Им не молятся, хотя относятся почтительно. Им не поклоняются, у них не спрашивают слишком много. Ангел приходит, помогает, проводит сквозь закрытые двери, переносит в другое место, разъясняет весть от Бога – и уходит (исчезает). Нигде не сказано, чтобы он прилетал на крыльях.

Новый завет ясно говорит: Ангелы – это служебные духи. Они приходят к нам не ради себя самих, а помогая «наследующим спасение» в тех или иных делах. Нигде апостолы не учат призывать ангелов, разговаривать с ангелами, молиться ангелам. Только Бог решает, послать вестника или нет.

Ангелы – это воинство небесное

Тогда возникает вопрос о том, как же эти существа назывались на исконном языке, на котором была написана Библия, на иврите? Разве далеко не все они «вестники»?

Так вот словом «ангел» на греческий язык переведено слово «малах», посланник. Слово «посланник» шире, чем «вестник», так как предполагает разные поручения, разные виды служения Богу (охранять Эдемский сад, разведать положение в Содоме, воевать в войске Иисуса Навина, сопровождать народ Израиля. Это служители Бога, которым на земле дается определенное задание).

Предполагается, что «малахи» (или, лучше сказать на языке оригинала – «малахим») действуют не только на земле, так, чтобы их видели люди. Они отвечают за исправную «работу» небесных тел, космоса, обитают на небесах, предстоят перед Богом. Меру и степень их ответственности мы себе представить не можем, как и их силу, мощь, масштаб. Возможно, какие-то из них управляют галактиками. Количество их тоже трудно себе представить. Они – творения Бога, и сотворены, видимо, в то время, о котором говорится «в начале сотворил Бог небо» (а потом уже «и землю»). Они называются также «воинством небесным», «сынами Божьими», «звездами», и радовались, когда Бог творил землю.

Ангелы «желают проникнуть» в тайну спасения, которая им понятна не до конца – более того, Павел называет их «начальствами и властями на небесах», и говорит, что премудрость Бога (в спасении людей) должна быть им открыта через Церковь. Автор Послания к Евреям, ссылаясь на древний Псалом, говорит, что сейчас человек «немного», несущественно ниже ангелов, но в будущем ему будет покорено всё** (и первым представителем нового человечества является Богочеловек Иисус Христос, который на небе одесную Отца и «выше» ангелов). Так что будущая вселенная будет покорена именно человеку, а не ангелам. Однако на сегодняшний день ангелы несравненно мощнее нас с вами.

Херувимы – это ангелы с лицами и крыльями

Не все ангелы, совершенно очевидно, антропоморфны — имеют вид человека. Видимо, можно сказать одно: все, кого называют в Писании малахами/ангелами – существа небесные, не земные. А небесных существ, их видов и родов, может быть множество. И тут мы переходим к следующему вопросу, вернее, к нескольким.

Кто такие херувимы и серафимы? В народе-то «херувимчиками» называют ангелочков с картин старых мастеров, а заодно и милых маленьких детей (в переносном смысле). Откуда взялось представление о крыльях? Да, совершенно верно: в числе небесных существ имеются и крылатые. Они упоминаются в Библии, называются херувим («им» – это уже множественное число, так что один из них будет херув, а наша форма херувимы – неправильная с точки зрения иврита). В библейском представлении ο небесных существах вместе с серафимами (то есть с серафим, а одно существо — сераф) являются самыми близкими к Богу. Но на милых детишек с крыльями они вовсе не похожи. Да и на людей-то не очень. Вернее, херувим еще можно с натяжкой отнести к антропоморфным. Царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Ветхий завет, Псалмы, 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах» (Ветхий завет, 1 Царств, 4:4; 2 Царств, 6:2). В Скинии, по верху крышки Ковчега Завета, вероятно по коротким её сторонам, были установлены два литых из золота херувима лицом друг к другу, с распростёртыми, как бы прикрывающими Ковчег, крыльями (Ветхий завет, Исход, 25:18-20; 37:7-9). В тексте отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами. Соломон велел вырезать из масличного дерева и покрыть золотом гигантских херувимов высотой в десять локтей (около 5 м). Их пятиметровые крылья «простирались над местом Ковчега» (Ветхий завет, 3 Царств, 6:23-28) в Святая святых Иерусалимского храма. Резные изображения на стенах и над дверью Храма упоминаются и в пророческом видении пророка Иезекииля, причём каждый херувим имел два лица, человека и молодого льва (Ветхий завет, Иезекииля, 41:18-20, 25).

Да, человеко-лев с огромными крыльями мало похож на милого ангелочка с крылышками! Но другое описание еще более радикально. Тот же пророк Иезекииль в своём видении (Ветхий завет, Иезекииля, 1:5) описывает херувимов так: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Колеса управляются (как я долго разбиралась, и

вроде бы поняла наконец – телепатически (дух животных был в колесах, таким образом они могли приказывать колесу куда двигаться). Херувим (которых Иезекииль называет в русском переводе животными, а на иврите это – живые существа) могли как идти, так и лететь.

Ну, а согласно мидрашам (иудейским толкованиям) херувимы не имеют определённой формы, являясь то мужчинами, то женщинами, то духами и ангелоподобными существами.

Серафимы – это ангелы с шестью крыльями

А кто такие серафимы (правильно, как мы поняли, серафим). Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений — пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон, управляемый с земли воздушный змей.

Описание серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают, как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. Итак: «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ветхий завет, Исайя, 6:2-3).

Второе упоминание о серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова. «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Новый завет, Откровение, 4:6-9).

Таким образом, херувим и серафим далеки от представлений о человекоподобных ангелах. Однако Михаил и Гавриил — архангелы, являются все же в виде «мужей», человекоподобны.

А ангелы-хранители?

Откуда тогда взялось представление о личном ангеле-хранителе, спросите вы. Иисус Христос сказал о детях, что «их ангелы видят Лицо Отца постоянно». Возможно, это место Писания и стало тем зерном, из которого развилось православное и католическое учение об ангелах-хранителях.

По православным и католическим представлениям, ангел-хранитель невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и истинную веру перед Ним. Задача ангела-хранителя — способствовать спасению подопечного. В частности, ангелы-хранители духовно наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.

Понятие об ангеле-хранителе не является библейским. Первые упоминания об ангелах, как о «личных» хранителях каждого человека относятся к III—IV векам. Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека.

Об ангелах можно говорить еще много. Общее впечатление из всего, даже беглого и краткого обзора, такое: мы не одиноки во Вселенной. Мир населен огромным множеством других существ, которых можно назвать небесными, духовными, обладающим нечеловеческими возможностями, способностями и силами. Мы не знаем всего, чем они занимаются, и лишь некоторые верующие в видениях или в обычной жизни видели (или видят?) этих существ – но всегда это бывает не для развлечения, не для бесед с внеземным разумом и не для праздного любопытства. Ангелы, как мы видим из Библии, появляются и исчезают, когда того хочет Бог, для определенной цели. Их миссия подчинена делу спасения, и они «служат тем, кто наследует спасение» — верующим. Их посылает Бог с конкретным поручением. Сверх этого они не вступают в контакт с людьми.

Ангелы не являются также посредниками между человеком и Богом. Человек вне этой иерархии и имеет к Богу прямой доступ через Иисуса Христа (который не просто выше ангелов, а просто вне этой «лестницы» — он Сын, вторая Ипостась Троицы).

Поэтому заигрывания с ангелами, молитвы им (сверх, быть может, тех, что упомянуты в Молитвослове), вызывания ангелов и оккультные знания о них, как написано, представляют собой «проникновение в служение ангелов», «лжеименное» — ложно понимаемое знание, и Новым Заветом категорически не одобряются.

Лия БОРИСОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *