НАТАЛИЯ ИНИНА: «ГЛАВНОЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЯ – ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА» Как воспитывать детей в современном мире?

Акцент на воспитание детей

Современные родители находятся в состоянии хронического стресса, который вызван, как говорят психологи, переинформированностью. Изучая различные книжки по теории привязанности, альфа-родительству, детским травмам и так далее, современный родитель уже не имеет роскоши просто «быть родителем». Ему нужно решить, в какой модели он будет воспитывать своего ребенка.

И к тому же зачастую чувствуя свою не успешность в деле воспитания детей, родитель и сам сталкивается с психологическими трудностями. На фоне нестабильности и хрупкости современного мира все это ложится большой нагрузкой на нашу психику.

О том,  как  победить чувство неуверенности и родительскую тревогу,  воспитывать детей в любви, мы попросили поделиться христианского психолога, руководителя направления прикладной психологии Научно–практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, сотрудника факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, старшего преподавателя факультета психологии Российского Православного Университета святого Иоанна Богослова – Наталию ИНИНУ.

О том, с помощью чего победить чувство неуверенности и родительскую тревогу, как воспитывать детей в любви, мы попросили поделиться христианского психолога Наталию Инину.

Плохой хороший родитель

— Наталия Владимировна, я знаю, что для Вас как для психолога важным направлением является работа с травмами детства. А сегодня из-за режима самоизоляции, который ввели в нашей стране, нам приходится много времени проводить с нашими детьми. Читала такое мнение, что в современном мире и так возрос уровень родительской тревожности, родители воспринимают себя неполноценными, неспособными справляться с требованиями времени. Тем более во время этого карантина многие чувствуют себя «плохими родителями». Скажите, что значит быть хорошим родителем для своего ребенка?

— Ответ на этот вопрос я бы начала с того, что родители, прежде всего, должны любить своего ребенка. Но любить бескорыстно, не эгоцентрически, а видя перед собой чудесную потенциальность, в которой скрыты удивительные возможности и таланты, которым нужно помочь раскрыться. Иными словами, наши дети – это не наши произведения, мы лишь помощники и участники в их развитии и становлении. Чтобы этот процесс развития начался правильно, надо начать с того, что в психологии называется безусловной любовью. Ребенку всегда надо говорить «да», а вот его поведению можно говорить «да» или «нет» в зависимости от детского поступка. 

— Всегда говорить «да» ребенку — это значит принимать его, не ждать, что он станет другим? Как говорила американская писательница Эрма Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»?

— Да, просто любить и все. Если это удается, то у ребенка возникает базовое доверие к миру, мир в лице родителей раскрывается навстречу ребенку доброжелательно и приветливо, не пугая и не насилуя. В результате ребенок не испытывает страха, тревоги, напряжения, его как такового не сравнивают с другими, он не лучше и не хуже, он просто есть.

Если родителям удается просто любить ребенка, то у него возникает базовое доверие к миру, он не испытывает страха, напряжения, его не сравнивают с другими, он не лучше и не хуже, он просто есть.

— А если он действительно что-то делает не так?

— Тогда поведение ребенка может быть подвергнуто и критике, и недовольству, если оно того заслуживает, но это совершенно спокойно воспринимается ребенком, который любим. В его сознании закрепляется простая и важная вещь – я не равен своему поведению, я больше, чем мои поступки. И это значит, что я могу на это повлиять, могу исправить, могу улучшить. В противном случае в сознании ребенка фиксируется другая идея: не поведение мое подкачало, а я – плохой!

— Это влияет на психику ребенка?

— Да, безусловно. Это станет началом многих проблем в будущем. Если родители понимают значимость такого подхода в воспитании, то, могу уверить вас, что проблем с ребенком впоследствии будет немного, поскольку между ребенком и родителями сохранится любовь, уважение, доверие и близость.

Без вины

—  Если ребенок оказался реально неправым, сделал что-то непозволительное, греховное, то как учить ребенка нести чувство вины? Быть чувствительным к своей совести? Это ведь тяжкий крест для каждого человека, взрослый-то не всегда справляется с такой ношей…

— Маленький ребенок не испытывает вины, он испытывает одиночество, боль, его даже может мучить совесть с определенного возраста. А вот чувство вины – это авторство родителей, которые с малых лет в качестве воспитательного воздействия начинают обижаться на своего ребенка. Именно обида родителей рождает детское чувство вины, за которым на самом деле лежит глубокое одиночество и страх.

А вот чувство вины – это авторство родителей, которые с малых лет в качестве воспитательного воздействия начинают обижаться на своего ребенка.

— Но ведь ребенок, с какого-то момента сам начинает понимать, что он не прав?

— Вина с точки зрения христианства может входить в жизнь ребенка, который уже достиг определенного возраста. Не случайно ребенок начинает ходить на исповедь только с 7 лет, не раньше, и это совершенно правильно с точки зрения психологии. Именно с этого возраста у ребенка постепенно начинает формироваться ответственность перед другими, и тогда он может начать испытывать угрызения совести, если он кого-то обманул, с кем-то повел себя плохо, нагрубил, подвел и так далее. Подлинная вина всегда связана с совестью и с ответственностью, в противном случае это вина выученная, порожденная обидой родителей, которые не нашли более конструктивного способа воспитания.

 — Правильно ли я поняла, что чувство вины может быть навязано маленькому ребенку, настоящую вину ребенок чувствует, когда осознает свои поступки, действия?

— Да, я бы вообще не торопилась формировать у детей чувство вины, это происходит естественным образом через погружение в жизнь, в отношения. В этом плане пример взрослых людей, родителей нельзя переоценить. Если родители способны проявить в семье по отношению друг к другу заботу, внимание, извиняться друг перед другом за проступки, то и ребенок постепенно начнет делать то же самое. Собственный пример во все времена является лучшим воспитательным приемом. И если это происходит, то вина, ответственность, совесть не будут для наших детей впоследствии «тяжким» крестом, они будут светлой и легкой ношей, которую человек сам выбирает и несет осознанно.

Если родители способны проявить в семье по отношению друг к другу заботу, внимание, извиняться друг перед другом за проступки, то и ребенок постепенно начнет делать то же самое.

Интернет в помощь

— Что можно делать родителям, если они чувствуют, что есть проблемы в семье и в отношениях с детьми, но не понимают, как получить квалифицированную помощь. В нашей культуре ведь не принято обращаться за помощью к психологам?

— Конечно, не все могут прибегнуть в такой работе к помощи психолога, но помощь в широком смысле этого слова открыта сегодня. Например, издано множество хорошей литературы по психологии, в частности наша «Московская школа христианской психологии» выпустила в издательстве «Никея» более десяти книг по психологии воспитания, психологии личности, психологии детской травмы, которые выдержали уже не одно издание. Можно найти также и лекции, вебинары ведущих христианских психологов, которые находятся в открытом доступе в интернет-пространстве. Иными словами: «Ищите и обрящете, стучите и откроют Вам…».

Юлия КОРОТКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *