ТРЕВОГИ, КОТОРЫЕ МЫ НЕ ВЫБИРАЕМ В чем причина психологического состояния современного человека?

Акцент на внутренний мир

Если нужно было бы выбрать всего одно слово, чтобы описать психологическое состояние современного общества, этим словом была бы тревога. Смятение и неопределенность, страх и беспокойство, паника и отчаяние, ощущение бессмысленности и пустоты… Все эти составляющие тревожности с большей или меньшей интенсивностью наваливались на нас в этом, 2020 году. Пандемия во много раз усилила состояние тревоги.

В общем, я решила посмотреть в глаза этой самой тревоге, и понять, что именно стоит за ней. А чтобы глубже разобраться в сути этого явления, мне пришлось прибегнуть к помощи психолога и пастора.

Тревожность как эмоциональное заражение

Тревогу или тревожное состояние часто рассматривают как негативное явление. Неврастения, тревожное расстройство – состояния, которые надо лечить. Они могут приводить к тяжелейшим депрессиям, а это в свою очередь угрожает жизни. Однако, философы тоже говорят о тревоге как о постоянно сопутствующем состоянии человека. Перед лицом тревоги мы делаемся подлинными, с нас слетают маски, и мы можем всерьез переосмыслить свою жизнь, задуматься над тем, ради чего живем. А это, согласитесь, очень важно для каждого человека. Чувство тревоги, беспокойства способно выбить нас из повседневности и самоуспокоенности.

Поэтому сначала я обратилась к христианскому психологу, преподавателю Русской христианской гуманитарной академии, автору нескольких книг по психологии Марине АРХИПОВОЙ, чтобы взглянуть на эту проблему с психологической точки зрения.

— Марина Вениаминовна, как Вы считаете, люди стали более тревожными в последнее время?

— Да, тревожность – одна из основных психологических проблем сегодня. Ее роль выросла в связи с самоизоляцией и эпидемией ковид-19. До марта 2020 года на первом месте среди психологических проблем было уныние, депрессия (здесь не имеется в виду психиатрический диагноз, хотя психиатры также говорят о том, что количество больных возрастает). Как показывает мой опыт, сегодня тревожность и депрессия идут «рука об руку» и делят между собой первое место среди психологических проблем, то есть усугубившаяся тревожность порождает депрессию (в христианской традиции — уныние). Я как психолог сталкиваюсь с этим постоянно.

Сегодня тревожность и депрессия идут «рука об руку».

— А чем это состояние отличается от обычного естественного страха?

— Тревожность проявляется в том, что человек испытывает страх, который, конечно, может быть разной степени, силы и интенсивности. Однако, он возникает в тех ситуациях, которые объективно не являются опасными для человека. В норме эмоция страха предупреждает нас об опасности. В случае тревожности страх появляется в штатных, обычных и безопасных для человека ситуациях. Человек становится боязливым, опасливым, серьезно ограничивает пространство своей жизнедеятельности, «замыкается в своем мирке», старается «законсервировать» свою жизнь. Целью жизни становится избегание ситуаций, которые вызывают тревожность. Парадокс заключается в том, что тревожность при этом начинает возрастать. 

— Если верно, что тревожный фон в современном обществе стал выше, с чем это связано на Ваш взгляд? И как можно с этим бороться?

— Одним из факторов, который вызывает тревожность, является эмоциональное заражение. Люди, которые видят, слышат много негативных «страшных» новостей, узнают ужасные подробности о ситуациях, получают почву для возникновения тревожности. Таким образом, первая рекомендация – отказаться от просмотра телевидения и других СМИ, в которых негативной информации больше позитивной.

Много «страшных» новостей — почва для возникновения тревожности.

Вторая рекомендация – посильные физические нагрузки (не чрезмерные, что может стать тоже отрицательным фактором), а постоянные и организованные таким образом, чтобы они приносили удовлетворение, радость, восстановление, легкость.

Третья рекомендация – позаботиться о себе в том смысле, чтобы радости были в вашей собственной жизни и жизни вашей семьи. Можно даже предложить поставить целью в ситуации самоизоляции наполнять свой дом радостью, придумывать разные способы. Увлечься новым хобби, например, сделать ремонт, записать видео.

Нужно еще добавить, что тревожность входит в постковидный синдром, то есть переболевшие люди испытывают состояние тревожности. Поэтому в сложных случаях, когда состояние не улучшается, важно обращаться к врачам и психологам.

Протей вместо Христа

Чтобы взглянуть на проблему тревоги с духовной точки зрения, я решила обратиться с вопросами к еще одному человеку – к пастору церкви «Краеугольный камень» города Казани Роману УСАЧЕВУ. 

— Современные люди всё больше и больше испытывают состояние тревоги. Роман Валентинович, как Вы считаете, кроме чисто психологических причин, есть у этого явления и духовные корни?

— Я думаю, что такое состояние зачастую вызывается утратой смысла жизни. Ведь тревога, в отличие от страха, который имеет объективную причину, безотчетна, связана с ощущением небытия и конечности существования. Она появляется у нас, когда мы осознаем, что одиноки, не причастны к Целому, оторваны от подлинной жизни. Вам знакомо такое состояние, когда кажется, что вся жизнь идет «неправильно»? «Не так мы живем! — восклицаем мы в такие минуты, — не на то тратим свою жизнь». Причем, казалось бы, дни наполнены деятельностью, какими-то разговорами, встречами, событиями, но тревога не покидает, словно мы проходим мимо чего-то очень важного…

— Но ведь зачастую такие сетования ни к чему нас не приводят? Жизнь остается прежней: пустой и бессмысленной.

— Да, потому что современная цивилизация предлагает огромное количество способов убежать от такого беспокойства.

За большим количеством развлечений скрывается стремление избежать «размышления о самих себе».

Еще в XVII веке великий математик, философ и богослов Блез Паскаль говорил о ненасытном стремлении человека отвлечься, убежать от томления, пока беспокойство не растворится в бурной деятельности. Большое количество развлечений и занятий, по его мнению, на самом деле выражает стремление людей избежать «размышления о самих себе», поскольку, если человек остановится и задумается о своей жизни, он почувствует печаль и тревогу. Боюсь, что в наше время ситуация усугубилась.

— Это связано с тем, что большую часть времени человек проводит в виртуальной реальности?

— Я ничего не имею против цифровых технологий, и прогресс в этой области, конечно, делает нашу жизнь комфортнее, удобнее. Но когда виртуальность вытесняет реальную жизнь, это становится похоже на попытку спрятаться от самого себя.

Стремясь убежать от своей сути, растворяясь в толпе, в своем аватаре, образе в социальных сетях, в искусственном, наигранном общении, человек создает ложные представления о себе, и неважно, они ложно плохие или ложно хорошие. Жизнь такого человека — игра, театр.

Растворяясь в своем образе в соцсетях, человек создает ложные представления о себе.

Не случайно же в средневековом манускрипте «Кармина бурана» антиподом Христа предстает Протей, герой древнегреческих мифов, способный менять свое обличье, становясь то диким вепрем, то драконом, то львом, то огнем или водой. Таким Протеем подчас становится современный человек, зараженный болезненным желанием носить и постоянно менять маски, подстраиваясь под окружающую среду, так до конца и не поняв, кем он является в действительности. Древние называли такое явление – личина, то есть маска, которая срослась с человеком так, что он сам не может различить, где он сам, а где его проекция. Платой за такое раздвоение и является постоянная тревога.

— Получается, тревога — это абсолютно деструктивное состояние?
— Ну почему же! Если, испытывая ее, мы сможем осознать, что внутри нас есть неудовлетворение тем, как мы живем, если задумаемся, что у нас есть выбор, быть «настоящими» или бесконечно играть какие-то роли, это может стать первым шагом к вере в Бога, к покаянию и обретению подлинного смысла жизни!

Человек тревожный
Итак, тревога – базовое для человека состояние. Когда-то давно человек бежал от дикого зверя, спасался, испытывая страх и тревогу. Но сейчас ее роль меняется. Тревога – это по-прежнему реакция на стресс, но человеку некуда бежать и некуда прятаться от вездесущей страшной информации. Патологическая тревожность, в которой человек теряет себя, уходит в свой мир, опасна для него. Психологи правы: из такого состояния надо выходить, это разрушительно для личности.
Как правило, мы чувствуем эту меру, когда на пределе возможностей. У нас как будто нет внутренних сил решать накопившиеся проблемы. Мы устали, угнетены, не верим в лучшие времена, ничего не ждем и постоянно о чем-нибудь тревожимся.
Такой тревожный человек описан у Рэя Брэдбери в рассказе «Детская площадка». Мужчина средних лет, рано овдовевший, воспитывает еще совсем маленького сына. Он тревожится о том, что у ребенка возникает естественная потребность играть на детской площадке. Герой знает, что дети жестоки и обязательно обидят его малыша, он переживает, что его сын познает насилие в возрасте, когда не сможет ему противостоять.
Нам, читателям, кажется, что герой преувеличивает. Ну кто из нас не играл на таких площадках?

Тревожный человек хорошо описан у Рэя Брэдбери в рассказе «Детская площадка».

Однажды герой решает, что он поменяется с сыном телами, и в образе маленького ребенка сам пойдет на детскую площадку как на плаху. А его сын в образе взрослого человека проживет пустую, чужую жизнь, не имея ни взросления, ни страданий, ни, собственно, души. И он смог это сделать, заключив с площадкой страшный договор. И оказалось, что он не один такой на этой детской площадке! Многие родители согласились на этот эксперимент до него.

У этого рассказа есть глубокий философский смысл, но сейчас не о нем. Меня потрясло описание этого тревожного человека, он не может примириться с потерей жены и боится, что и сына потеряет. Тревога его изматывает, ослабляет критическое мышление, он весь во власти страхов. Это патологическая тревога, охватывающая всего человека.

Чтобы мы делали, если внезапно заболели гриппом? Стали бы лечиться, берегли бы себя. Тревожность, говорят психологи, такое же заболевание, требующее лечения и восстановления.

Поднять глаза

Однако, часто бывает так, что наше тревожное состояние в целом управляемое. Мы обеспокоены, не удовлетворены своей жизнью. Мы работаем, воспитываем детей, и вдруг внезапный страх смерти или болезни, стихийного бедствия или войны останавливает нас посреди жизни. Вроде ничего не случилось, но по нашему сердцу разлилась тоска: «Зачем мы живем? В чем смысл нашей жизни, если мы ничего не можем изменить и поправить?»

Тревога есть осознание того, что однажды нас не будет. В такие минуты человек ищет Бога.

Как говорил немецкий философ Пауль Тиллих, тревога — это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность, то есть тревога есть осознание того, что однажды нас не будет. Перед нами раскрывается бездна так, что дух захватывает. И вот в такие минуты человек ищет Бога, веры, высшего смысла существования. Неуспокоенность, неудовлетворенность жизнью могут помочь человеку поднять глаза к небу и задать самые главные вопросы: «А есть ли Бог? Есть ли Ему дело до меня? Любит ли Он меня?» и в зависимости от ответа найти в себе новые силы, чтобы заботиться о других.

Юлия КОРОТКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *