КРАСОТА В ЛУЧШИХ АМБИЦИЯХ? Бог смотрит не на лицо, а на сердце

Акцент на Божье творение

Антропологи и религиоведы говорят (вопреки тому, как нас учили в школе о происхождении человека), что не было момента, когда, уже после того, как человек стал именно человеком, «появилась» религия или «появилось» искусство. Нет, «человек» — это и означает существо с религией и искусством, то есть они появились одновременно. И, думается, тогда же, вместе с человеком, появилось и восприятие красоты, различение красиво/некрасиво, прекрасно/отвратительно, то есть чувство прекрасного, которым теперь, в наше время и в нашем обществе занимается такая отрасль гуманитарного знания, как эстетика.

Красота как часть творения

Бог, создав человека, дал ему заповедь хранить и возделывать сад Эдема: украшать и делать его еще более красивым. Каждый цветок, каждая птица, каждый зверь в саду были красивыми. Красивыми, безусловно, были и сами первые люди. Ведь, создав каждый элемент творения, Бог увидел, что это хорошо, а про человека сказал, что это хорошо весьма – очень хорошо! Да что там, даже пресловутый плод с дерева познания добра и зла понравился Еве еще и тем, что он был привлекателен (красив) внешне.

Поэтому чувство красоты – интегральная часть человеческой души, будь то до или после грехопадения. Однако после грехопадения кое-что изменилось. Прежде всего, условия. Точно так же, как и с обеспечением жизни, всё пошло несколько не так. Если «до» можно было не бороться за выживание, за пропитание, то «после» пришлось столкнуться с недружелюбным миром (как минимум, диких агрессивных зверей) и с неплодородной землей («в поте лица будешь добывать хлеб» в борьбе с сорняками).

После грехопадения красота стала достоинством, за которое ценили дополнительно.

То же самое случилось и с другими аспектами человека, которые раньше были даны просто даром: долголетие, здоровье, красота. За всё это пришлось бороться. Они были даны не всем. К этому необходимо было прилагать усилия. Красота стала редкой, стала достоинством, за которое ценили дополнительно, а для женщин – так и вовсе «бонусом», огромным плюсом к ценности. Мужчина должен быть сильным (защитить себя и семью от врагов) и умелым (построить дом, сковать что-нибудь, изобрести инструменты), а женщина – красивой.

Не случайно в апокрифической «Книге Еноха» рассказывается, что ангелы стали вступать в контакты с человеческими женщинами (в канонической Библии это события 8 главы Бытия, перед потопом), и научили их в числе прочего… краситься! Одним словом, красота перестала быть чем-то неотъемлемым от человека как творения (как задумано было Богом), а стала одним из нечастых качеств, которое нужно было приобретать усилием, а если одному из ста или тысячи оно дано было от природы, то такого человека дополнительно ценили, как если бы это было его заслугой.

Красивый значит добрый?

В античном мире действовал принцип или скорее, мировоззрение калокагатии. В буквальном переводе с греческого калокагатия — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый». Это означало, что человек высокой души и моральных качеств красив и внешне, а человек некрасивый – однозначно и внутренне обладает низкой и подлой душонкой.

В художественных произведениях (а европейская литература и театр восходят именно к античной литературе и театру соответственно) подлецы и «плохие» были носителями уродливой внешности, а герои были прекрасны как на подбор. И только в XIX веке этот стереотип начал меняться – некрасивый человек мог быть носителем высоких моральных качеств, а красивый оказаться подлецом (вспомним Квазимодо и Феба).

В литературе XIX века некрасивый человек (как Квазимодо или княжна Марья) мог быть носителем высоких моральных качеств.

Ближе к нашей культуре можно привести пример некрасивой, но с ангельской душой княжны Марьи и бездушной эгоистичной красавицы Элен («Война и мир»). Некрасивой называют и Джейн Эйр, а вот другие персонажи одноименного произведения Бронте отличаются красотой, но поступки их крайне неприятны.

Таким образом, буквально до XIX века (и то только в литературе) красивый человек словно получал от мира и жизни дополнительные бонусы, и в том числе социальные. И особенно, конечно, это касалось женщин.

Но мы-то – просвещенная западная цивилизация первой четверти XXI века! Почему же и у нас молодые девушки готовы погрузиться в депрессию и считают свою жизнь конченой, если они не соответствуют каким-то очередным стандартам красоты?

Социальные игры человеческой стаи

Прежде всего, корень в том, что человек (мы говорим о падшем человеке) зачастую просто не может жить в обществе, если он не выстроит иерархию и не определит своего места в ней: «Я выше Тани на пять ступенек и ниже Васи на три ступеньки». Тогда он будет радостно еще больше унижать Таню и стремиться подсидеть Васю.

Такие иерархии человек (ребенок) выстраивает подсознательно, начиная с детского сада – в песочнице, во дворе, в детской группе. Ребенок инстинктивно чувствует, кого можно обозвать и вытолкнуть из песочницы, а с кем выгодно дружить. Затем уже в школе, в классе – все смотрели фильм «Чучело» и понимают, о чем я.

В советском фильме «Чучело» как нельзя лучше показаны социальные игры человеческой стаи.  

Одной из составляющих ценности той или иной личности считается красота – что бы под этим ни подразумевалось: длинные ноги, вес на грани истощения или что-то другое. И ребенок (чаще всего это девочка) выстреливает в окружающих сигналами: «Я красивая, а ты нет! Я важнее, ценнее, лучше тебя». И те, кто эти сигналы принимает, начинает загоняться в комплексы: пытаться быть тоже «красивой» или сидеть в углу и бояться вылезти.

Красота и социальные сети

Социальные сети принесли человечеству много добра и открыли немало прекрасных возможностей, в их числе – расширение круга общения, пространства для высказывания своего мнения, канала для самовыражения, поиска родственных душ или просто приятелей по интересам. Здесь и реклама, и задушевные разговоры со «случайными попутчиками» в каком-нибудь ночном чате.

И, конечно, именно в социальных сетях ты можешь поделиться мелочами собственной жизни: что ел на завтрак, как украсил елку, где гулял и какое новое кафе открыл. Своими достижениями: похудела на 10 килограмм, выучила финский язык, получила третий диплом, научилась варить мыло и раскрашивать абажуры. Показать своего котика – это всегда сближает людей. Получить безмолвную поддержку лайками. Почувствовать, что ты не один.

Но есть и другая сторона. Вместо лайков и комментариев в стиле «Ты прекрасна! Тебе идет новый зеленый цвет волос! Твой котик самый уютный и жирненький котик в мире!» могут набежать хейтеры (сетевые враги), тролли (сетевые гопники, так сказать, которые дразнят людей просто для собственного удовольствия), диванные эстеты… И разобрать тебя на составные части и молекулы. И особенное зло для представителей женского пола тут представляют именно эти диванные эстеты, оценщики женской красоты на фотографиях. «Жируха, корова, старуха» — это еще не самые отвратительные эпитеты, которыми девушку могут наградить проходящие мимо совершенно чужие люди.

В США подростки уже прибегают к пластике ради удачных селфи для соцсетей.

Для этих мужчин (и, возможно, женщин) составляет особое удовольствие сидеть на диване (почему и называю их диванными) и оценивать внешность совершенно посторонних людей в интернете (почему называют их эстетами, ценителями прекрасного). Один тык пальцами – и вот ты уже вынес вердикт: старуха, жирная, корова, свинья.

И это обратная сторона культа красоты или, скорее, «красоты», который в последнее время набирает обороты и доставляет множество горя и страданий тем, кто в рамки «красоты» не вписывается.

Как смотрит Бог

Как же смотрит на всё это Бог? В Его замысле каждый человек может быть только красивым, «хорошим весьма». Красота эта может быть разной. Разнообразие рас и этносов, фенотипов, обликов и стилей – это особенно прекрасно! Но это именно красота.

Красота может быть разной: японскую модель в Норвегии или Швеции примут за подростка.

Но почему этот замысел часто искажается? Пока человек живет на земле, в этом достаточно искаженном мире, «красота» — понятие условное. Этому мешает достаточно много факторов.

Во-первых, генетика – человек наследует множество проблем, накопленных сотнями поколений предков, живших в тяжелых условиях. Во-вторых, среда – недоедание или переедание, вредные продукты, стрессы. В-третьих, болезни – в искаженном мире нередкое явление. С этими тремя параметрами мы все в меру своего понимания боремся, если сказать короче, по мере сил стремимся к здоровью.

В-четвертых, и в главных, сами идеалы красоты у человека зачастую смещены, когда в той или иной культуре красивым воспринимается только один тип и один стиль, то остальные, тоже объективно красивые люди, за эти рамки вылетают и не воспринимаются социально и сами собой как «красивые».

Но есть еще и самое большое зло: когда красота становится предметом гордости, а недостаточная красота поводом к самоуничижению и отчаянию. Это уже социальное явление, не имеющее никакого отношения к позиции Бога. Для Бога, если честно, в женщинах самым красивым представляется «кроткий и молчаливый (спокойный) дух» и «добрые дела». Думаю, и в мужчинах тоже. Бог не оценивает по внешности («смотрит не на лицо, а на сердце»). Но если кто-то хочет быть именно красивым, — то это дело хорошее, лишь бы не для того, чтобы гордиться собой и уничижать других.

Лия БОРИСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *