ВСЁ НА ПРОДАЖУ? Или что делать с религиозным невежеством 

Акцент на истину

Мне нередко попадаются в руки рекламные листовки ювелирных фирм, сувенирной продукции и даже иконописных мастерских с броскими слоганами вроде «Могучая сила православных святых оберегов» или «Сильная защита от сглаза» и т.д. И глядя на них, думаешь: чего тут больше — коммерческого цинизма или религиозного невежества? Наверно, тут и то, и другое.

Совершенно ясно, что ловкие торговцы хотят извлекать прибыль из того, что пользуется спросом. А сегодня интерес к религиозной сфере у населения весьма высок, а уровень культуры, прежде всего духовной, низок. К тому же общий фон нашей жизни – стресс, материальное неблагополучие, неуверенность в завтрашнем дне, а в последнее время еще и коронавирус – побуждает людей искать защиты в сверхъестественном. Вот этим и пользуются недобросовестные коммерсанты, чтобы «впаривать» (простите за грубое слово!) народу всякий религиозный ширпотреб.

Не стоит думать, что я против того, чтобы люди покупали крестики, образки, иконы, четки, свечи и прочее. Как православная я нормально отношусь к христианской символике и предметам, связанным с религиозными практиками, с молитвой. Но в данном случае меня пугает не столько плохое качество рекламируемого товара (предметы религиозного назначения в принципе и товаром-то нельзя назвать), сколько – стиль рекламы.

Давайте поразмышляем. Вот на рекламном флаере дается фото нательного креста, и тут же написано: «Избавление от земных забот». Но что такое крест? Это знак смерти и Воскресения Христа. Это орудие казни, страшной казни, которую претерпел за наши грехи Спаситель. И получается, что Христос принял мучения на кресте, чтобы избавить нас от земных забот? Чтобы сделать нашу жизнь комфортной и богатой?

Нательный крест – это символ, с древних времен его носят христиане как последователи Христа, потому что Он сказал: «Кто не берет креста и не следует за Мной, тот не достоин Меня» (Новый завет, Евангелие от Матфея, 10:38). Нательный крест надевают человеку, принявшему крещение, а апостол Павел пишет, что «крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Новый завет, Римлянам, 6:3). Крест нам напоминает об искупительной жертве Христа, о том, что Христос за нас отдал Свою жизнь, и наша вера – залог, что, умирая с Ним, мы с Ним оживем, потому что Христос победил на кресте смерть.

О каком благополучии или избавлении от земных забот может идти речь? Крест – это большая ответственность и готовность следовать за Христом «до смерти и смерти крестной» (Новый завет, Филиппийцам, 2:6).

Или, например, в рекламных листовках часто фигурирует слово «оберег». Икона Богоматери как оберег. Крест как оберег. Образок св. Николая как оберег. Но понимают ли составители этих текстов, что такое оберег? Согласно словарям русского языка «оберег» (от слова «беречь») – магический предмет, амулет, которому приписываются охранительные свойства.

Но при чем тут христианство? Это имеет прямое отношение к язычеству, потому что языческое сознание наделяет предметы магической силой, чудесными свойствами, воздействующими на людей помимо их воли и сознания. Например, считается, что оберег защищает человека или дом от сглаза, от порчи.

Но христианство магию отвергает. Во-первых, только Бог творит чудеса, обладая силой, способной, в том числе, защитить и исцелить. Но для этого нужно лишь обратиться к Нему с молитвой и доверием. Во-вторых, Бог дает человеку свободу и не вторгается в его мир без его согласия. И потому христиане не верят ни в сглаз, ни в порчу, ни в прочую муру, которая подразумевает магическое воздействие, отвергающее Богом данную свободу.

И, конечно, используя христианские предметы – крестики, образки, иконы – подобные рекламные листовки зачастую предлагают и нехристианские символы: знаки зодиака, брелоки с изображением глаза, подковы и прочее.

Или, например, предлагают ладан и свечи, чтобы человек их использовал в различного рода заговорах. И не случайно рядом с этими рекламками можно встретить и предложения о возможности приворожить кого-то или наоборот снять проклятие. Всё это очень и очень далеко от истинной веры.

Использование христианской символики в прагматических или коммерческих целях обесценивает ее и является профанацией. О качестве этой продукции нужно говорить отдельно, обычно оно весьма низкое. Но тут уж сделали, как сумели. А вот о смысле все-таки стоит задуматься, потому что подмена смыслов – вещь небезобидная. Тут и до богохульства недалеко.

Ирина ЯЗЫКОВА

Ирина ЯЗЫКОВА — советский и российский искусствовед, кандидат культурологии. Заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии. Член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви. Автор учебника «Богословие иконы», книг «Се творю все новое», «Икона в XX веке», «Мы входим в храм: Рабочая тетрадь для 10-11-х классов», «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI — XX века», журналов «Страницы: богословие, культура, образование», «Истина и Жизнь», «Дорога вместе».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *