ДВЕ ПАРАДИГМЫ: Почему нам так нужна музыка? В чем ее смысл?

Что такое музыка? В чем ее смысл? Почему она так манит, влечет, какой природой обладает? Знаем ли мы ее силу? Почему без нее мы не можем прожить, хотя она, скажем так, не потребность первой необходимости? Эти вопросы волнуют человечество на протяжении всего существования.

Интересно, что любой стоящий философ считал своим долгом глубоко исследовать понятие музыки. Пифагор, Платон, Аристотель и другие древнегреческие мыслители, философия которых преимущественно была рациональной, не раз отмечали, что музыка – это своего рода некий иррациональный способ познания основ мира. Если взять классический период, то в идеях немецких философов Нового времени, таких как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах музыка понимается как искусство, способное выражать неизреченное богатство мыслей и выявлять «фундаментальные основы бытия». Таким образом, музыка открывает такое, что невозможно взять умом, доступ к каким-то недосягаемым тайнам бытия.

Разобраться в этих неизученных до конца вопросах мы попросили преподавателя виолончели и ритмики детской школы искусств №4 Казани Ирину АРНОЛЬДОВУ и музыканта, аспиранта кафедры религиоведения КФУ, служителя церкви «Краеугольный камень» Вадима МАКСИМОВА.

Вадим Максимов: «Музыка – тоска по потерянному раю»

Вадим Максимов

— Вадим, что в твоем понимании музыка?

— Такой феномен, который, с одной стороны, имеет физическую природу — это звук, волны, колебания, ритмы — то, что мы физически ощущаем и слышим, а с другой, — это явление, которое в каком-то смысле на стыке естественного мира и той реальности, которую невозможно рационально постичь. Суть музыки из другого измерения.

И в этом отношении она всегда была объектом исследования. Еще со времен древних цивилизаций простая и незамысловатая мелодия и игра на примитивных инструментах сопровождала сельскую жизнь, быт, воспитание детей, ритуалы. Когда стали появляться признанные мировые религии, то практически все придавали музыке особый, сакральный смысл, отмечали ее духовную и сверхъестественную природу.

— Часто ли Библия упоминает о музыке?

— Уже в Ветхом Завете, в Бытии, в 4 главе описывается период, наступивший после грехопадения Адама и Евы, когда они были высланы из рая. Каин стал укрываться от стихий, осваивать земли, строить города, у него рождались дети. Там также сказано, что человек такой-то стал отцом всех скотоводов, другой — отцом всех ковачей железа и меди… Наряду с этим Библия говорит нам о появлении такого человека как Иувал — он стал отцом всех играющих на гуслях и свирели. И складывается ощущение, что вроде бы люди даже оправились от первоначального шока, освоились, научились выживать, даже неплохо, появились ремесла, скот, но всё равно чего-то не хватало. Мысль о потерянном рае их всегда сопровождала. Ведь ни одна из сфер человеческой деятельности, как бы она не помогала обустраивать жизнь, не давала такой возможности, хоть на какое-то время возвышаться над обыденностью. Поэтому человеку нужно было что-то, что каким-то образом компенсировало бы то, что он имел в раю — вечную радость в общении с Творцом.

— Значит человек по внутреннему своему Божественному чувствованию видел в музыке связь с Тем, Кого потерял?

— Да, в Ветхом Завете эта линия особенно сильно прослеживается, музыка упоминается практически везде, где Бог являет себя своему народу – древнему Израилю. В книге Исход, например, описывается момент Богоявления на горе Синай, когда Господь дал Моисею каменные скрижали с десятью заповедями. В тот день гора Синай вся дымилась и колебалась от того, что Господь сошел на нее в огне и с горы был слышен звук трубный, который становился всё сильнее и сильнее. Звук трубный — это звук шофара, инструмента, сделанного из рога жертвенного животного и не удивительно, что именно он стал для Израиля символом народного призыва к духовному пробуждению.

Другой библейский эпизод, когда евреи перешли через Чермное море и чудесно спаслись от преследования фараона, то они стали славить и благодарить Бога с тимпанами и бубнами, танцуя и восклицая. В дальнейшем все основные события, праздники и религиозные действа в ветхозаветном Израиле всегда сопровождаются музыкой.

— Какие эпизоды Нового Завета подтверждают, что музыка – явление не только земное?

— В Откровении Иоанна Богослова, в 5-й главе, есть замечательный отрывок, описывающий действие поклонения, происходящее на небесах. И очевидно, что и это небесное событие не происходит без участия музыки, в котором двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь.

— В Новом Завете говорится об апостолах Павле и Силе, которые в темнице (тюрьме) славили Бога, и пришла такая сила, что разрушила их оковы. Действительно есть сила в музыке?

— Безусловно, сила в музыке огромная! Она может поднять героический дух не только одного человека, но и целого народа. Вспомним песни военных лет, вдохновлявшие людей на героические подвиги, или творчество советских композиторов времен великих социалистических строек.

Касаемо аспекта веры, то здесь уместно говорить о силе музыки с точки зрения личного опыта. Как-то во время музыкального прославления в церкви я вдруг обнаружил в себе непреодолимую обиду на близкого человека, но в какой-то момент поклонения, когда звучала церковная музыка, я вдруг стал ощущать сильную любовь к этому человеку и что обида на него куда-то исчезла. Я сразу увидел, что в данном конфликте виновен не он, а я. После того как закончилось богослужение, я, не теряя времени, подошел к этому человеку, попросил прощения, и мы примирились. Для меня это как раз тот случай, когда обида, носимая в сердце, является той темницей, в которую я сам себя заточил, и для освобождения мне нужна была помощь свыше. В моем случае она пришла в тот момент, когда я как Павел и Сила воспевал Богу.

— Почему прославление, поклонение Богу – это восхождение к Нему?

— Потому что это непростой и долгий путь от нашего обыденного, естественного состояния жизни в Божественную реальность — в тот мир, в котором всё становится спокойным, гармоничным, понятным. Это во многом похоже на старт ракеты, которая тратит колоссальное количество энергии для того, чтоб оторваться от земли и преодолеть земную гравитацию. Так же всякому человеку, стоящему на богослужении в храме необходимо усилие, чтобы переключиться от земной суеты, мыслей и мирских тревог и начать приближаться к Богу своим сердцем, душой и разумом. И здесь музыка является большим другом, потому что она как говорилось выше, мистически воздействует на дух и душу человека. Если ему не достает вдохновения, душевных усилий, то он, благодаря музыке, несущей в себе отголоски вечности и неземную силу становится способным поднять голову и двигаться к Богу. И по мере восхождения всё земное ослабевает, а небесная реальность становится более очевидной и значимой.

Ирина Арнольдова: «Музыка нужна, чтобы душа пела»

Ирина Арнольдова

— Ирина Робеспьеровна, в чем смысл музыки?

— Я думаю, когда человеку хорошо, он говорит, что душа поет! Поэтому смысл музыки в том, чтобы у человека душа пела. Ведь когда ему плохо, он хочет выть… Правда, когда он голосом свою боль воспроизводит, ему становится легче. Не зря же раньше на похоронах были плакальщицы, это связано с выведением неприятностей из жизни — через голос. Считаю, что музыка должна освобождать человека от тяжестей и проблем души.

Вот смотрю я на своих внуков: картинку показываешь — не интересно, а как начинаешь им петь, сразу смотрят, всё внимание переключают. Я с ними через пение общаюсь, и мы прекрасно находим общий язык.

Вспоминаю себя школьницей, было мне лет 11, когда в советское время нас всех водили в оперный театр. По-моему, мы слушали Бориса Годунова, ну что-то такое сложное, и когда мы возвращались, я всем одноклассницам сказала: «А я бы хотела, чтобы мы все вместе шли и пели, и пели, чтобы весь наш разговор был пением». А они мне: «И как ты себе это представляешь?» А я легко представила, потому что была в восторге от оперной музыки!

И я искренне считаю, что любой человек в музыке как-то должен себя проявлять. Музыка – это ведь не только игра на инструменте, но и голосовое воспроизведение: пение, мычание, убаюкивание…

— Это и прославление Бога…

— Да, на память приходит Катерина из «Грозы» Островского, которая говорит, что больше всего она любила ходить в церковь: «Мне так нравится, как там поют! Кажется, что это ангелы!» Я читала это произведение в школьном возрасте и тогда была далека от этого всего, но слова Катерины почему-то запомнила! И когда сейчас прихожу в церковь и слышу сопрано, высокие голоса — стою и слушаю, то кажется, что вот сейчас какой-нибудь ангел крылом взмахнет…

Знаете, первое время, когда я только заходила в церковь, невольно прислушивалась к тому, что как-то фальшиво (я все-таки музыкант), а потом стала слышать, как хорошо они поют… Теперь часто стою, и забываю о том, что надо молиться… Просто стою, слушаю и таю от Божественной музыки.

— Так чем же таким музыка обладает?

— Каким-то таким средством, которое затрагивает в голове высокие тембры, высокие волны, а у кого-то, наоборот, низкие тембры, низкие волны… Опять-таки сошлюсь на детей. К нам приходили будущие ученики, а воспитанники играли для них на разных инструментах: гобое, саксофоне, я на флейте издавала тонкий звук. После этого каждый выбрал один инструмент, звуки которого ему сильно понравились, запали в душу: кто-то взял кларнет, кто-то – флейту, кто-то – гобой. Родителям и в голову бы не пришло, на чем его ребенок хочет играть! А один мальчик был на концерте с родителями, услышал там виолончель, и потом заявил: «Я пойду только на большую скрипку!» Значит, что-то его задело…

— Не зря говорят: тонкие струны души задеты…

— Да, это трудно объяснить, всё происходит на психологическом уровне. Под некоторую музыку хочется плакать не потому, что горько, а очень хорошо. Такие эмоции вдруг возникают! Я своим ученикам говорю: «Играйте с закрытыми глазами: потому что когда вы открываете глаза, ваш взгляд цепляется за что-то, а вы попробуйте заглянуть внутрь себя, какие струны вас там заденут…» И когда дети так практикуют, музыка по-другому звучит: искренне, эмоционально.

Я помню, когда сама занималась и когда какая-то музыка нравилась, то у меня слезы проступали, и мне становилось стыдно, что мои эмоции кто-то видит. Я стеснялась себя наизнанку вывернуть. Но ведь мы почему любим хороших музыкантов? Да потому что они душу свою обнажают!

— Откуда музыка появилась?

— Я думаю, что из души человека… Обычно говорят, что музыка появилась от ритма, еще первобытные начали стучать в ритм. Но я думаю, что на ритм накладываются и голосовые восприятия, например, птицы тоже поют… человек это слышит, начинает петь, подражать птицам. На ритм наложили пение, потому что голосом не всегда достучишься, а стуком как правило всегда!

— А если человек не может понять, принять музыку, он в чем-то ограничен?

— Мне кажется, что такой человек не способен тонко чувствовать других людей, ему сложно принимать чужую мысль, теорию. А тот, кто связан с творчеством, старается конфликты обходить, улаживать. У нас в музыке есть консонансы и диссонансы. И вот консонансы сглаживают всё, обычно консонанс после острых диссонансов. Сначала идет напряжение, напряжение, и раз — расслабление! Это свойство музыкант переносит и на отношения: либо он мирится, либо конфликт сам собой исчезает.

Наталья ВЯТКИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *