ИИСУС ХРИСТОС ИСЦЕЛЯЛ, КОГДА БЫЛ НА ЗЕМЛЕ Точно так же поступают Его последователи

Для людей, знакомых с религиозным языком, слово «исцеление» не несет в себе ничего непонятного и нового. Более-менее отчетливо мы все представляем, чем исцеление отличается от выздоровления, от ситуации, когда человек встал на ноги благодаря усилиям медиков, или сам принимал таблетки, витамины, пил горячий чай с лимоном и медом. Словом, выздоровление, излечение — это естественный процесс, а вот исцеление — сверхъестественный.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

К тому же есть болезни, которые естественным путем не лечатся. На каждом этапе человеческой истории они свои. Например, в XIX столетии «бичом века» был туберкулез, в XX веке его место заняли рак и СПИД, а сейчас вот — осложнения после COVID. И если сейчас туберкулез могут вылечить (и успешно лечат) и медики, то в XIX веке избавить от туберкулеза могло только чудо — исцеление. Возможно, в XXII веке силами медицины будет легко излечима и онкология, и СПИД — и тогда исцеление будет нужно уже в совсем других случаях.

Прежде, чем говорить именно о сверхъестественном исцелении, хотелось бы остановиться на сверхъестественном вообще (не о сериале «Сверхъестественное», а о явлениях чудес в нашей жизни).

Мы верим, что Бог, живя вне естественной сферы и имея возможность всегда в нее войти и повлиять, может изменять законы природы, установленные им самим. Мы также полагаем, что сегодняшнее состояние мира (болезни, смертность, тление, энтропия) — результат катастрофы, которая описана в 8 главе Послания Римлянам Нового завета: «Творение покорилось суете (то есть смерти, тлению) не добровольно… и ожидает, что будет искуплено от рабства тлению».

Поэтому сегодня Бог как бы в залог этого будущего исцеления творения, прежде всего исцеляет людей. Когда на земле был Иисус Христос, Он исцелял. Уходя, Он сказал, что точно так же будут исцелять Его последователи — верующие.

На протяжении веков все люди шли к святым, отшельникам, старцам, чтобы получить исцеление. Ехали в особые места — как Лурд во Франции, шли к иконам и источникам. Это своего рода традиция, культура веры в исцеление проходит красной нитью через всю историю христианства.

Исцеление проповедовали и практиковали и протестанты (Джон Джи Лейк в XIX веке, Кэтрин Кульман в XX веке), исцеления происходят и сейчас. Но почему так трудно в это поверить? Не то, что в собственное исцеление (пока об этом не говорим), а в факт, что исцеление вообще бывает в нашем мире? Есть два вида огромной лжи, которые мешают принять реальность исцеления.

 

НЕВЕРИЕ

Такой период истории человечества, скорее, истории западной цивилизации, как Новое время, принес в мышление людей большие перемены. Главной переменой было отделение церкви от общества, разделение культуры, науки и других сфер жизни на церковное и светское (секуляризация). Наука и философия стали зачастую вежливо и корректно, а порой откровенно грубо давать понять, что Бог к большинству явлений этого мира отношения не имеет. Человек — мера всех вещей, и вот сколько он «намерит», столько и получит. Намерил себе паровоз и ткацкую машину — отлично, прогресс. Невозможно измерить Бога — значит, от участия в жизни Бог отстраняется. Нет, неверно предполагать, что все поголовно были атеистами. Все ученые Нового времени были искренне верующими людьми. Были исключения — принципиальные атеисты эпохи Просвещения, которые принципиально смеялись над Евангелием, чудесами, верой (Вольтер, Гольбейн). Но речь не о них.

Дело в том, что и христианские богословы в это время, как бы стесняясь, что до сих пор верят в Писание, где описаны чудеса (ведь чудес же в естественном мире не бывает, а яблоки всегда падают вниз) — стали пытаться объяснять Евангелие «исторически». Мол, это контекст, или это аллегория, или это символически. Исцеление слепого превратилось в аллегорию о том, что некий человек морально прозрел. Изгнание бесов в »просвещенной» версии стало символическим рассказом о том, как в оны дни кто-то избавился от депрессии и агрессии (и от плохой привычки рвать цепи).

Примерно тогда случился поворот общественного сознания в ту сторону, что, при всем уважении к Богу, Он не вмешивается в дела людей, а если и вмешивается в какие-то дела, то только не в вопросах здоровья.

Вера же в исцеление (и вообще в чудеса) была вытеснена на периферию, стала уделом своего рода «маргиналов» — я беру это слово в кавычки, так как эти люди не были маргиналами в нашем представлении, но сама такая вера начала считаться маргинальной. Слишком экстравагантной, фанатичной, как пляски трясунов или радения хлыстов. Или уделом «богомолок», путешествующих от старца к старцу, от монастыря к монастырю в поисках чудотворного исцеления.

 

БОГ НАСЫЛАЕТ БОЛЕЗНИ?

Другая ложь, которая мешает людям верить в исцеление, — это версия о том, что Бог сам посылает болезнь, или, как загадочно говорят, «допускает». Якобы болезнь может помочь человеку стать чище, добрее, обрести спасение. Поэтому во многих христианских сообществах искренне считают, что если человек заболел, то «Бог его посетил», и надо уж нести свой крест и очищаться болезнью. Поэтому к идее исцеления от Бога относятся без особого энтузиазма. То есть исцелить-то Он, конечно, мог бы — да ведь мало ли, что в Его планах.

Итак, в западной (включая Россию) культуре отношение к чудесам вообще и к исцелению в частности в последние века стало скептичным. Добавить еще 70 лет отечественного атеизма, где отрицали существование не только чудес, но и собственно Бога, и в итоге получаем общество, где мало кто верит в возможность сверхъестественного вмешательства. Правда, когда пал железный занавес, сразу появилась вера в потомственных целителей, экстрасенсов, белых магов — однако и она охватила далеко не всё общество. Большинство хотя и верят теперь в Бога, саму идею исцеления не принимают и к вере в чудеса относятся скептически.

Верующие же, воцерковленные люди, зачастую тоже не уверены, во-первых, будет ли Всевышний вмешиваться в естественный ход вещей, а во-вторых — не Он ли каким-то образом и устроил все эти болезни?

Однако наша позиция такова: Бог не насылает и не допускает болезни. Болезнь — это результат энтропии, распада, смертности, а всё это создал не Бог. Когда Христос был на земле, Он исцелял, говоря, что приблизилось Небесное Царство, то есть власть Бога над реальностью. И сегодня это продолжается. Если читать Евангелие не с карандашом в руках, вычеркивая чудеса (как делали некоторые деятели культуры), то очевидно, что дело исцеления на земле продолжается.

Лия БОРИСОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *