БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ? Как эти слова применимы к каждому из нас?

Какие ассоциации возникают в связи с ними? Слово «благословение» — что-то «благостное», «духовное», возникает перед глазами образ священника, который крестит паству. А если кто-то читал литературу XIX века или смотрел соответствующие экранизации, то слово «благословение» связано с разрешением на брак («Тятенька, матушка, благословите!») – родители снимают образ со стены и благословляют жениха и невесту. Также можно представить, что умирающие родители благословляют детей на долгую жизнь.

Проклятие. В быту этим словом обычно не пользуются. Это тоже из области книг и фильмов, например, проклятие злой колдуньи. Те люди, которые ближе к народной вере, попросту, суеверию, могут использовать это слово как термин («на меня навели проклятие», но чаще говорят сглаз или порча). Но в Библии эти слова употребляются часто и имеют не образное, не устаревшее, а реальное и практическое значение.

Начнем с этимологии (корней) слова. Всем понятно, что не нужно сразу обращаться к русским словам, хотя соблазн велик: разложить, например, слово «благословение» на составные части: «благо-словение, благое слово». Русский текст Библии – это ведь перевод. Однако мы видим, что греческое слово – эулогия – означает то же самое: эу – благое, логия (от логос) — слово. Новый Завет написан на греческом, так что тут вполне логично обратиться к греческому значению.

Но лучше начать с языка, на котором написана Библия, Ветхий Завет — на иврите, и там это слово браха — отсюда много других производных, например, имена Барух (мужское) или Броха (женское). Еврейская электронная энциклопедия объясняет происхождение слова так: благословение (браха) — доброе пожелание, высказывание доброго пожелания. Корень (брх) этимологически связан со словом берех — колено, и в Библии глагол барах встречается как в значении «становиться на колени», так и в значении «благословлять», что указывает на прямую связь между этими двумя действиями (очевидно, первоначально при обряде благословения благословляемый обязательно становился на колени).

Тот же источник говорит нам, что лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным. Моисей благословлял народ только поднятием рук (даже без слов). Однако обычно все же благословляли словами, то есть одновременно желали блага (добра) и провозглашали, что в будущем благословляемый это добро действительно обретет. Благословляли священники, пророки, вожди, а в семье – старший в роду (родитель). Благословение родителей ценилось так высоко, что Иаков буквально «купил» право на благословение у своего брата Исава, а затем обманом вынудил отца благословить его (притворился, что он и есть Исав). Все библейские патриархи благословляли своих потомков: Ной, Исаак, Иаков. Такое благословение – это, по сути, творение будущей судьбы потомка. Как Бог творил мир словом, так и человек может словом буквально проложить общую канву жизненного пути своего сына или дочери, или – пророк – целого народа.

Библейская Энциклопедия Брокгауза растолковывает это явление очень подробно и широко. Под благословением (противоположность — проклятие; проклинать) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога. Сила благословения нисходит на благословляемого через слова, а иногда через возложение рук. Данное человеку благословение может распространяться на его потомков, имущество и окружение. Благословенный сам становится источником божественного благословения; Иаков благословил своих внуков и сыновей. Иногда благословением называются и дары.

Однако не все так просто. Может сложиться впечатление, что благословение (браха) обладает каким-то магическим действием, и тем счастливчикам, которых родители благословили, будет сопутствовать успех, а тем, чьи родители по каким-то причинам упустили это действие, придется как-то выкручиваться своими силами. Но это не так. Да, базово Бог хочет, чтобы каждый был именно благословен. И по умолчанию это благословение дает – через родителей, старших. «Без всякого прекословия меньший благословляется большим», написано уже в Новом Завете. Но благословение – это все же не магический талисман, который будет работать независимо от поведения человека. Поэтому есть еще одно условие: благословенный человек должен быть послушен Богу.

В известной главе Библии – 28 главе книги Второзакония так и написано: «Если ты… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем…»

Иначе – если вы обратили внимание на текст из Библейской энциклопедии Брокгауза, может произойти и обращение благословения в его противоположность. Противоположность — как и написано — проклятие. «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя». (Ветхий завет, Второзаконие, 28:15).

Как видим, ничего магического, действующего механически, вне зависимости от поведения людей, как программа, тут нет. У Бога всегда есть благословение, и при условии послушания оно исполняется. Непослушание же навлекает на человека проклятие.

Адама и Еву изгоняют из Эдема

Что же такое проклятие? Обратимся к той же энциклопедии. Для обозначения проклятия в еврейской Библии (Торе) немало слов: аламеэраклала; в Талмуде используется арамейское летута. Также есть слова haram и herem. Проклятие также действует через слова человека. Также, когда в древности люди заключали между собой договоры, они клялись, и в содержание клятвы входило и перечисление кары тому, кто договор нарушит. Это сохранилось и в русском языке: проклятие и клятва – однокоренные слова.  Но вернемся к Израилю.

Завет между Богом и народом Израиля построен именно как вассальный договор, в котором Бог выступает в качестве покровителя Израиля, а Израиль обязуется сохранять верность своему Богу; за нарушение этого обязательства на Израиль обрушатся подробно перечисленные проклятия — так называемые тохеха.

Итак, если благословение – это словесное пожелание или провозглашение процветания и успеха кому-либо, то проклятие – противоположное этому словесное же пожелание наказания. Про незаслуженное проклятие в Библии ясно сказано, что оно не сбудется.

В греческом языке проклятие обозначается словами kataraomai, katara и epikataratos, а еврейским понятиям haram и herem, соответствующих греческим anathematizo и anathema.

В Библии, согласно словарю библейских образов можно увидеть три вида проклятий.

Проклятие творения часто выражается в отделении от естественной среды обитания. Первое в Библии проклятие испытал змей, проклятый «пред всеми скотами», то есть отделенный от мира животных. Земля тоже была проклята и отчуждена от Адама, который не мог больше легко получать ее плоды для пропитания.

Межличностные проклятия – это понятно, люди проклинали друг друга.

Проклятия завета – это то, о чем шла речь выше. Завет означает договор, и соответственно проклятия – это наказания в результате нарушения договора.

Однако не следует забывать, что проклятия Ветхого Завета и относятся именно к Ветхому Завету. В Новом Завете, в Послании к Галатам написано, что Иисус принял на себя проклятие закона (включая и проклятие творения, и тем более проклятие за нарушение Израилем и всем человечеством законов Бога и Завета). И теперь любое проклятие (будь то от людей или из-за собственных поступков человека) может быть уничтожено, и каждый может принять благословение от Бога.

Лия БОРИСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *