ГДЕ БОГ — ТАМ ЧУДЕСА Море раздвигается, мертвые воскресают, одержимые освобождаются

Акцент на чудеса

Разве могли столетний дедушка и девяностолетняя бабушка родить сына? Как получилось у странных людей ходить с трубами вокруг укрепленного города, и стены от этого хождения обрушились? Неужели огромное множество народа могло пройти по Красному морю, и воды расступились? Наверное, море просто обмелело, и был там сплошной ил? Так же атеисты объясняют и другие чудеса: либо не было, либо было, но как-то не так. Но именно чудеса, которыми преизобилует как Ветхий, так и Новый завет, показывают, что мир – не замкнутая система, он открыт для благого вмешательства Бога.

Экскурс в историю науки

Некоторые ученые высказывались в защиту религии еще в XX веке, когда доживал последние десятилетия атеизм. Стоп, спросите вы, как доживал? Разве не в XX веке было торжество и апогей атеизма? И разве родился он не в том веке?

Слово атеист впервые было использовано для обозначения практического безбожия в 1577 году. В Европе оно стало использоваться для описания собственных убеждений в XVIII веке и означало отказ от веры в монотеистического иудео-христианского Бога. Атеисты также называли себя вольнодумцами, свободомыслящими (вера в Бога же лишает мысль свободы), и настаивали на том, что естественного мира, природы достаточно, чтобы объяснить всё происходящее, скептически относились к самой идее наличия любых сверхъестественных существ, явлений и сил. Не доказано – значит нет, считали они.

«Общая теория всего»

Впрочем, в те века и верующие не особенно от них отставали в представлении об устройстве вселенной. Они также считали, что всё можно и нужно объяснять доводами разума. Не зря картина мира, которая преобладала до середины прошлого века, называется «ньютоно-картезианской». Первую часть этого сложного слова легко узнать, она связана с именем Исаака Ньютона (кстати, очень верующего человека, пуританина), а вторая часть восходит к латинской форме имени Рене Декарта – Картезий. Получается картина мира, связанная с именами глубоко верующего Ньютона и не менее верующего Декарта.

Вплоть до начала нынешнего столетия в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская парадигма — система мышления, основанная на идеях Ньютона и Декарта. Их учения отбросили один очень важный момент – фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует нам мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Понятая действительность — гигантские космические просторы, в которых движутся по четким траекториям массы материи — не несет в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Человек в этом мире — ошибка, описка, курьезный случай. Он — побочный продукт звездной эволюции. Так пишут на портале «Центральная научная библиотека». Таким образом, Вселенная – огромный «аквариум» (три измерения), существующий во времени (четвертом измерении).

Механистическая картина мира Ньютона

А как там обстояли дела с Богом?

Верующие ученые, придерживавшиеся той парадигмы, считали, что весь этот великолепный механизм Бог и запустил. И больше в него не вмешивается. Поэтому чудеса, сверхъестественные явления, описанные в Ветхом Завете и Евангелии, либо излагаемые в Житиях святых, — вовсе не чудеса. Их либо можно объяснить естественно-научно, либо это выдумки. Об этом можно прочитать в атеистической литературе, потому что «достижениями» мысли верующих, но научно объясняющих библейские чудеса ученых-теологов в итоге активно пользовались атеисты.

Богословы тех времен словно бы «стыдились» версии Евангелия, которая полна рассказов именно о чудесах. Хотя Иисус Христос и говорил, что признаком приближения Царства Божьего являются исцеления больных, освобождение одержимых, воскрешение мертвых, прозрение слепых, то есть стопроцентные чудеса, — толкователи времен Просвещения и Нового времени стремились обойти эти факты и свести Евангелие к моральному учению. Вера в чудеса – это же для дикарей, для неграмотных бабушек.

Аквариум воды не держит

Но почему же эта картина мира, благополучно объяснявшая всё на свете, перестала удовлетворять науку и общество в XX веке? Ну, во-первых, были совершены открытия (научные!) и выдвинуты теории, которые пошатнули ньютоно-картезианскую парадигму. Это теория относительности Эйнштейна, квантовая механика, выявление корпускулярно-волнового дуализма, теория систем и другое.

Станислав Гроф пишет: «Согласно теории относительности, пространство не трехмерно, а время не линейно; ни то, ни другое не является отдельной сущностью. Они теснейшим образом переплетены и образуют четырехмерный «пространственно-временной» континуум. Поток времени не равномерен и не однороден, как в ньютоновской модели, он зависит от позиции наблюдателей и их скорости относительно наблюдаемого события. Более того, в общей теории относительности, сформулированной в 1915 году и окончательно еще не подтвержденной экспериментально, утверждается, что присутствие массивных объектов влияет на пространство-время».

«Теория относительности соединила пространство, время, массу и энергию в одну сущность. Стало быть, их не надо было творить по отдельности, а достаточно сотворить их единство и законы развития. Гипотеза суперструн, возникшая на рубеже третьего тысячелетия, соединила все четыре физические силы. Их также не нужно было творить по отдельности. Живой мир, включая человека, также объединен с неживым в единое целое», — утверждают авторы Гореловы в статье «Христианство и современная физическая картина мира».

Гравитационные волны. Пространство не линейно и не трехмерно

Было введено понятие теологической дополнительности. Принцип дополнительности имеет важное мировоззренческое значение, поскольку его можно распространить на различные сферы реальности, например, на двойственность свободы воли и предопределения, божественной справедливости и божественной любви.

Множество миров и вероятностей

Об этом можно говорить очень долго, но суть в том, что парадигма трехмерного аквариума механистической картины мира перестала быть основой научных представлений. В научной и философской картине мира снова появился Бог.

Но не в обыденном сознании

Хотя наука уже ушла вперед, обыденное мышление людей, как всегда, отстает. И воспитанное тремя-четырьмя веками атеизма (практического атеизма, хотя парадигму-то задали верующие люди) сознание не принимает чудеса, отторгает их. Большинство людей всё еще живет в том мире, где чудес не может быть, а с Богом возможны варианты: «Что-то такое есть», «Есть Бог, но Он не вмешивается в ход жизни», «Бог может помочь морально, дать смирение и терпение перенести трудности жизни», и множество других версий.

Чудеса в Евангелии

Однако Евангелие Нового завета всё еще наполнено рассказами о чудесах, как и книга Деяний апостолов. Там мертвые воскресают, слепые прозревают, глухие слышат, люди, мучимые бесами (психическими болезнями), освобождаются. Верующие получают крещение Святым Духом, начинают говорить на иных языках и пророчествовать. К людям приходят ангелы.

Чудеса сегодня

Важный постулат веры — Бог не меняется. В Евангелии написаны слова Иисуса Христа:

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». (Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна ,14:12).

Сегодня и верующие, и Бог через верующих могут совершать те же дела, что совершал Иисус Христос. Для Бога ничего не стоит вмешаться в естественный ход вещей и изменить его, потому что Он же его и сотворил.

Чудеса исцеления

Конечно, больше всего люди нуждаются в чудесах исцеления. Болезней сейчас не меньше, чем в первом веке нашей эры. Побеждена, скажем, чума и туберкулез, но появились новые заболевания, которые считаются неизлечимыми. Но Бог исцеляет и их.

Чудеса избавления

В Библии, особенно в Ветхом Завете, описаны многочисленные чудеса избавления. Например, в Псалме 135 перечисляются (еще далеко не все) ситуации, когда Бог избавлял от угроз врагов израильский народ: поразил Египет в первенцах его; разделил Чермное море и провел посреди него; провел и через пустыню…

Море расступилось

«…поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;

и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;

рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;

разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;

и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;

и низверг фараона и войско его в море

Чермное, ибо вовек милость Его;

провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;

поразил царей великих, ибо вовек милость Его;

и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;

Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;

и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;

и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;

в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;

вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;

и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его».

Также во всех многочисленных битвах, при осадах, при угрозах и даже во время плена Бог помогал как Израилю в целом, так и отдельным людям из этого народа. Например, во время Вавилонского плена трое друзей пророка Даниила были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены и вышли оттуда невредимыми.

А самого Даниила за поклонение Богу (подробности описаны в Библии, в Ветхом завете, в Книге Даниила) бросили в ров с голодными львами. Чиновники вынудили царя сделать это сложными интригами. Царь сказал: «Бог твой, которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!», вернулся в свой дворец, лег спать без ужина, и всю ночь не мог уснуть. На рассвете царь поспешил к львиному рву и, подойдя, жалобным голосом позвал Даниила: «Даниил, раб Бога Живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Даниил был жив и здоров, потому что пришел ангел и не подпустил к нему голодных зверей.

«Социальные» чудеса

Однако есть и другие чудеса – я бы назвала их «социальными». Они не происходят в один миг, но не могли бы случиться без вмешательства Бога, так как законы социума столь же незыблемы, как законы тяготения. В Библии лишь некоторые истории с натяжкой можно отнести к ним. Возможно, историю в книге Руфь, когда две вдовы (Ноэминь и ее невестка Руфь) были вынуждены побираться, став нищими и лишившись всей семьи во время голода в другой стране (по сути, они были беженками), но устройство Божье — то, что можно назвать провидением, помогло занять им почетное место в обществе и дало семью.

В наше время мы видим много примеров подобного: подопечные ребцентров становятся уважаемыми членами общества, бездомные обретают профессию, дом и семью, место в мире. Бог поднимает людей с социального дна или не дает туда упасть.

Жить без чудес – уныло и безнадежно

Жизнь без чудес – серая и печальная. Даже если не происходит никаких бедствий, нет болезней или трудностей, это просто жизнь изо дня в день, где всё предопределено. Заработал – получил деньги, заболел – полечился – выздоровел. Причины и следствия жестко обусловлены, и положительных, радостных, неожиданных перемен не может быть. Ты получаешь только то, что сам запланировал и во что вложился. Чудеса же предполагают, что мир – не замкнутая система, он открыт для благого вмешательства Бога.

Лия БОРИСОВА

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *