ЯД В СЕРДЦЕ Информация может отравить

Наш век называют веком информации, ее потоки все шире и интенсивнее с каждым днем. Кроме того, эти «информационные воды» становятся более мутными и грязными… Информационная война, вброс, пропагандистская атака, провокация в СМИ — такими милитаристическими эпитетами характеризуют многое из происходящего в сфере, которая раньше называлась журналистикой. Как ее называть сейчас? Может быть «сфера пропаганды»?

Но это слово стало настолько одиозным, что большинство из нас готовы использовать его только по отношению к тем материалам, которые противоречат нашей точке зрения. А ведь пропаганда «трудится» с каждой из сторон.

Питание для народов

Информацию, которую мы потребляем, зачастую сравнивают с пищей. Кстати, и в Библии нередко используется параллель между словами, которые воздействуют на нас, и едой, которая нас питает. Иисус, например, однажды сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». А в одном из посланий апостола Павла есть такие слова: «добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением».

Кстати, и сам термин «пропаганда», который переводится с латыни как «подлежащая распространению», до XIX века использовался в основном в религиозном контексте. В 1622 году папа римский Григорий XV основал «Конгрегацию распространения веры» — «Congregatio de Propaganda Fide», целью которой было донести христианское учение до разных народов. И следующие 300 лет словом пропаганда описывали именно проповедь веры.

В ХХ веке этот термин закрепился в политической сфере, и стал означать такую подачу информации, которая формирует общественное мнение. Но тот факт, что у пропаганды религиозные корни, не случаен, ведь эта она имеет больше отношения к тому, во что мы верим, чем к фактам и логике.

 

«На правах пропаганды»

По типу воздействия пропагандистская информация чем-то напоминает рекламу товаров и услуг. Ведь маркетинг не ставит главной целью рационально и логично объяснить преимущества представляемого продукта. Если в рекламе будут спокойно и рассудительно показывать все плюсы и минусы продукции, если реклама будет предлагать задуматься, взвесить и решить — стоит ли приобретать ту или иную вещь, она никогда не достигнет нужного ей результата.

Повлиять на состояние, затронуть эмоции, привлечь внимание к товару вопреки желанию покупателя, заставить хотеть обладать вещью, почувствовать себя успешным, «крутым», состоявшимся — вот некоторые из стимулов, которые активно используют рекламщики.

Именно понимая опасность манипулирования сознанием потребителей, государство создало закон, регулирующий рынок рекламы. Например, у нас в стране, если статья оплачена производителем и написана для продвижения какой-то продукции, ее обязательно маркируют «На правах рекламы» — таким образом читатель защищен пониманием, что перед ним не независимое журналистское исследование, а ангажированная информация.

Но закона о пропаганде не существует ни в одном государстве в мире. И хотя реклама целится в наши кошельки, а мишенью пропаганды являются наши умы и сердца, никто не маркирует материалы надписью «На правах пропаганды»!

В сегодняшних реалиях каждое государство создает свой пропагандистский контент, чтобы управлять сознанием масс. Информация может быть правдивая, перевернутая или ложная, не важно, главное, чтобы она служила определенным интересам. Причем «ставки» в этих информационных битвах за «симпатии» граждан своей страны или других стран повышаются постоянно: как воздействовать на людей так, чтобы это влияние было сильнее, чем влияние наших соперников? Площадками противостояния являются не только СМИ, но и в социальных сетях, и в различных мессенджерах распространяются «вирусные» материалы пропагандистского характера.

 

Желудок умнее головы?

Продолжая сравнение информации и пищи, следует сказать, что желудок зачастую ведет себя «умнее», чем наш мозг. Ведь когда мы съедим испорченную еду, наш организм способен извергнуть ее вон. Но если какой-то видеоролик достиг нашего сознания, он остается там, независимо от качества представленной в нем информации.

Интересно, что одна из теорий, объясняющих механизм действия пропаганды на сознание человека, получила название «теория магической пули». В 30-х годах прошлого века было выдвинуто предположение, что СМИ могут влиять на общественное мнение, минуя критический и рациональный разум. В этой теории, которая еще именовалась «теорией подкожной иглы», люди рассматривались как пассивные и беспомощные существа перед лицом коммуникационного стимула, реагирующие подобно собакам Павлова.

В последствии такой подход был подвергнут критике, ведь человек не просто набор рефлексов, и неверно отказывать ему в праве мыслить критически. Но только в случае, если человек способен быть личностью, способен различать аффекты, страсти, с помощью которых легко управлять безликой массой.

Великий русский христианский философ Николай Бердяев, как-то сказал: «Жизнь масс подлежит закону коллективной одержимости, в которой личность исчезает… В массе, в толпе, «я» надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями».

 

Береги сердце!

Именно поэтому нам так необходимо отслеживать, что именно попадает в наше сознание. Царь Соломон писал: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Библия, Ветхий Завет, Притчи, 4:23) Беречь нашу внутренность надо и от токсичной информации. Вот несколько критериев для верификации контента, который мы потребляем.

Если то, что мы смотрим или читаем, больше воздействует на эмоции, чем информирует и побуждает нас размышлять, вероятно, автор материала сделал это намеренно, стараясь пробудить в нас страсти, а затем с их помощью привести нас к категоричному суждению о чем-либо. Именно эмоциональное воздействие затуманивает нашу способность к взвешенной оценке.

Любая категоричная, черно-белая подача фактов является тревожным сигналом, возможно, перед нами пропагандистский материал.

Следует помнить, что манипуляция нашим сознанием часто опирается на «нарциссизм»: нас убеждают, что мы сами, наши взгляды «светлы», прекрасны, выше остальных. И чаще всего, такое воздействие приводит к ненависти по отношению к людям с другой точкой зрения. Ведь одно дело иметь разные взгляды на ситуацию, и другое — ненавидеть, ранить, рвать отношения с тем, кто думает не так, как ты.

Ну и естественно, что пропаганда старается убедить тех, кто ее потребляет, что все имеющие противоположную точку зрения находятся под воздействием пропаганды, но не ты…

В любом случае, мы живем во времена, когда информационная гигиена, аскеза, в том, что именно мы потребляем и насколько много, становится жизненной необходимостью.

Роман УСАЧЕВ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *