ПОД КРОВОМ ВСЕВЫШНЕГО Даже в тюрьме и на улице

Не может быть, чтобы столько горя выпало на долю вынужденной переселенки из Узбекистана! Такие мысли не дают покоя, когда слушаешь про житие-бытие Альфии ТРИШЕВОЙ. «Но еще в 1878 году поэт Аполлон Майков написал: «Не говори, что нет спасенья, что от печали изнемог! Чем ночь темней – тем ярче звезды, чем глубже скорбь – тем ближе Бог!» — читает по памяти разменявшая седьмой десяток женщина. – Я через скорбь пришла к Господу Иисусу Христу! И Он явил мне реальные чудеса!»

Сократили кормящую мать

В Казань Альфия приехала с… животом, узлами и дочкой-подростком Гузалией. Где хочешь – живи, на что можешь — кормись! Билась, билась со службой миграции насчет жилья и работы – бесполезно. Случайные знакомые устроили беременную торговать на рынке луком и картошкой.

Когда Альфия родила сына Тимура, те же люди подсказали: в общежитии пожарной части на Кирова требуется комендант. Малыша пришлось доверить дочери. Гузалию перевели в вечернюю школу. Но недолго длилось счастье.

— Общежитие находилось в «золотом» месте: между вокзалом и центральным рынком, — объясняет причину отлучения от должности Альфия. – А я чем-то не устроила начальство.

Арендатор общежития Валерий Ивановский волевым решением сократил женщину – мать грудного ребенка. И попросил семью переселенцев «очистить» комнату в общежитии.

Но Альфия – женщина отчаянная. Начала бороться за права матери-одиночки. Ивановского заставили восстановить Тришеву на работе и подыскать семье другое жилье. Так переселенка из Узбекистана оказалась в общежитии Казанского университета.

— Но там я совершила преступление, — кается Альфия. – Меня осудили на 5 лет.

Под стражу – в зале суда

Как кормящую мать могли разлучить с ребенком? Как выяснилось, первую статью, за вымогательство, Альфия «схлопотала» в общежитии пожарных. Землячка попросила приютить. Как такое дело не отметить? Случайно на застолье оказалась девушка из группировки. Землячка проговорилась, что приехала устроить сына на коммерческое отделение в институт. Через день группировщики взяли Альфию за горло: или «стрясешь» с землячки миллион, или подкараулим твою красавицу-дочку.

Миллион у землячки Альфия выпросила. А та подала заявление в милицию. Тришеву условно осудили за вымогательство. Срок не закончился, как на Альфию возбудили новое дело – за хулиганство. В один из поздних вечеров, отчаявшись утихомирить развеселившихся студенток-соседок, из-за которых не мог уснуть ее малыш Тимур, горячая южанка одела на голову одной из них… помойное ведро. Мать двоих детей взяли по стражу в зале суда.

Божий дар

— Я – в тюрьме, дети — в общежитии, одни, без прописки! Вот тут-то я взвыла!!! Бросалась на колени, орала к Господу как могла! Меня мучил жуткий стыд: раз я такое натворила, значит к Богу прийти не могу, – вспоминает Альфия. – Я сникла, а до этого про меня говорили, что Тарзан в юбке, все было нипочем!

Женщина уточняет, что уже на зоне в Нижнем Тагиле стала изгоем: ей никто не посылал продуктов, за счет которых можно было выживать. Печенье, чай, колбасу не глядя брала у зэчек бригадир швейного цеха и приписывала большие проценты – для повышенной зарплаты. Альфия трудилась, не покладая рук, но денег хватало на сигареты и повидло. В знак протеста не вышла на работу, и получила наказание – 15 суток в штрафном изоляторе. Там случился нервный срыв, и она попала в больницу.

— На тумбочке у соседки я увидела Библию, — рассказывает Тришева. – Я спросила, что за книга? И две недели, пока мы лечились, верующая рассказывала о Боге, Его Сыне Иисусе Христе. Благодаря ей я увидела, что меня мучает гордыня, а нужно смириться и молиться. Поэтому, выйдя из больницы, стала ходить в молельную комнату и в библиотеку – там была христианская литература. Я искала Господа, как могла! Про меня говорили: «Смотрите-ка, дурочка, опять молится!»

Бог не оставил – дал Альфие поэтический дар. Она начала писать стихи о смысле жизни, детях, любви.

— А на зоне в почете три категории: кто поет, танцует и пишет стихи, за это начисляют баллы для досрочного выхода на свободу, — рассказывает она. – Я стала записывать стихи на клочках бумаги. Завхоз это увидела, пришлось признаться. Но она всё равно не поверила, пока не попросила написать поздравление начальнице отряда. Я быстро с заданием справилась и стихи зачитали перед всеми. «Как красиво написано!» — помню, повторяли зэчки.

Слава о талантливой осужденной дошла до начальницы по воспитательной работе колонии, которая дала задание — каждую неделю писать стихи в стенгазету своего отряда. Случилось, попросила сочинить поздравление начальнику вышестоящей организации – Управления исправления наказания. Альфия, конечно, не подвела. Но замначальника не смогла поверить: «Ты всё же скажи, где списала?»

— Я стала писать стихи на заказ, за это зэчки давали мне пайки хлеба, конфеты, — улыбается женщина. – Господь поднял меня, изгоя, на небывалую высоту! И уж вообще в колонии все стали меня уважать, когда по просьбе замначальника я провела творческий вечер. Читала свои стихи – и не могла сдержать слез: столько боли, отчаяния было в глазах женщин, которые меня слушали.

Бог расположил сердце замначальника колонии, и она ходатайствовала о досрочном освобождении Тришевой. Вместо 5 лет она отсидела 1 год и 10 месяцев.

Дети на улице

О детях Альфии – 14-летней Гузалие и полуторогодовалом Тимуре забыли. И они пытались выжить одни. Детям помогали только студентки в общежитии. Они по очереди нянчились с малышом, выручали с продуктами.

На что жили брат с сестрой? На чеки, которые им давали на работе матери. Но как только начальство узнало, что Альфию посадили, тут же уволило ее, и чеки давать перестали. За неуплату и «распространение эпидемии чесотки» детей выставили на улицу. Гузалия с малышом догадалась пойти в районный отдел соцзащиты. Тимура устроили в отделение отказных детей при 4-й детской больнице. А о Гузалие как-то «не подумали».

О том, что случилось с дочкой, Альфия рассказывает как бы безучастно. Все слезы она выплакала на зоне.

— Гузалия написала, что познакомилась с 20-летней Олей, у которой трехкомнатная квартира. У меня сердце упало! Кто в наше время будет бесплатно кормить чужого ребенка? Когда освободилась, помчалась по адресу на Горки. Дочь так и упала мне в руки. Оказалось, жила она в притоне, где собирались наркоманы. Была в нем не только домработницей и прачкой… Появись я на день позже, сутенеры увезли бы ее в Москву.

Главврач больницы, где жил Тимур, пролила бальзам на израненную материнскую душу:

— Ты, Альфия, вырастила хорошую дочку. Девочка приходила к брату каждый день, помогала малышу перенести стресс. Мы ведь было подумали, что он психически болен – так переживал.

Жизнь в продуктовом ларьке

Выйдя из колонии, мать с двумя детьми, которая все еще была в декретном отпуске, осталась без крыши над головой. Пошла за помощью в городскую газету. Видавшая виды журналистка ей не поверила, но, разобравшись, написала статью «Мать – в тюрьму, детей – на улицу!» После вмешательства газеты Тришевых нашли сотрудники городской соцзащиты, устроили Тимура в детский сад. Но где жить? С этим вопросом Альфия обратилась к депутату Госдумы России Сергею Шашурину. Он заставил Ивановского восстановить Тришеву на работе, вернуть чеки, заселить в общежитие. Но когда у Альфии закончился декретный отпуск, ее с детьми снова выставили на улицу.

Отчаявшись, переселенка из Узбекистана пошла в Казанский Кремль к Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Понятное дело, смогла дойти только до помощника. Он пошел навстречу — позвонил в паспортный стол и Тришевой выдали российский паспорт, она стала гражданкой России.

Но всё равно была чужой, а не своей, иначе бы замглавы казанской администрации Алексей Чугунов не ответил бы ей: «Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является постоянное проживание с регистрацией в данном населенном пункте». Да куда же приехавшая из Узбекистана пропишется, если у нее никого здесь нет?!

Можно найти работу с общежитием, где дают временную регистрацию, возразите вы. По этому пути Альфия ходила не раз. Была в троллейбусных депо, в Горводзеленхозе, на казанских заводах. Матери с ребенком предлагали только койко-место. Гузалия к тому времени вышла замуж – уехала в Москву.

Тришева пошла дальше – в Министерство труда и занятости РТ. Министр Борис Захаров ответил: «В республиканском банке вакансий сведений о потребности в работниках с предоставлением жилья не имеется». Во всем Татарстане не нашлось места, куда бедной женщине с ребенком податься. А ей на тот момент было уже 52 и шансов трудоустроится все меньше.

— Господи! Где мы только не жили — на улице, в подъездах, съемных комнатах, — сокрушается женщина. – Из-за этого мой сын учился в 110-й, 127-й, 128-й школах, когда по возрасту должен быть в пятом классе, третий не мог закончить, а ведь по успеваемости – отличник.

В мае 2007-го Альфия устроилась в продуктовый ларек, хозяин платил 400 рублей в сутки. Предложил ночевать с Тимуром у него на лежаке.

— Ночью сын спал, а я работала, — уточняет она, — днем я спала, а Тимур-подросток работал – считал очень хорошо.

Пути Господни неисповедимы

Убитая горем Альфия не переставала молиться, и на ум ей пришла мысль — снова обратиться в городскую газету к той самой журналистке. Поехала в редакцию с сыном, а было жарко, и Тимур выпросил бутылку воды. Так закончились деньги на обратный проезд.

— И как назло той журналистки не оказалось на месте, вместо нее была другая — молодая и ухоженная. Я про себя подумала, зачем тратить время, рассказывать ей про свои мытарства, про веру — она слишком далека от всего этого… И всё же я начала, к моему удивлению, девушка быстро вникла в суть проблемы, сказала, что обязательно про нас напишет. Потом пригасила фотографа, он снял меня с Тимуром на улице.

Когда фотограф ушел, журналистка призналась, что христианка, и сказала, что Бог любит Альфию и ее сына и очень хочет помочь. Нужно покаяться к грехах и призвать в свое сердце Иисуса Христа – только Он распял, уничтожил грехи на кресте.

— Я была потрясена! – рассказывает Альфия. – Откуда этой девчушке было знать, что столько лет сатана мне врал, стыдил приходить к Богу из-за моих грехов, я и понятия не имела, что в них можно покаяться! И вот когда я это сделала, и призвала Иисуса Христа в сердце – всё сразу изменилось!

После молитвы покаяния журналистка протянула женщине 500 рублей. По словам Альфии, тогда это были большие деньги, она могла их заработать на базаре, торгуя неделю с утра до вечера.

— Я отказалась, ведь реально не смогла бы такую сумму вернуть, — вспоминает она, — а девушка сказала — это благословение от Господа! В моей голове не укладывалось, что такое возможно, не покидало чувство, что Сам Господь дал деньги! Это было чудо — журналистка понятия не имела, что у меня с сыном не было средств на обратную дорогу, да и вообще на жизнь!

Альфия

У Христа за пазухой

— Новая знакомая пригласила в церковь «Краеугольный камень», мы пришли с Тимуром. За разрешение нашего квартирного вопроса помолились пресвитеры церкви. Журналистка сказала: «Только верьте — жилье обязательно получите». Я же про себя подумала: «Как так? Помолились — и жилье дадут? Мы столько лет без крыши над головой, куда только не обращались!»

Когда же она написала про нас статью «Их адрес не дом, а улица», сказала сделать ее ксерокопию, приложить к заявлению на получение жилья и отнести в приемную мэра Казани. Я так и сделала. Каково же было мое удивление, когда через 3(!) дня мне позвонили из Управления жилищной политики администрации города и пригласили на прием.

— Вот чудо Господне! – восторгается Альфия. — 25 июля, в мой день рождения, чиновники сразу дали смотровой ордер в две комнаты (сказали – сын ведь растет!) маневренного фонда Управления жилищной политики. После продуктового ларька для нас это было настоящим раем! Есть холодная и горячая вода, душ и даже свой балкон!

Также Тришевы получили регистрацию в Казани, без которой жили все эти годы.

— Теперь я точно знаю – никакие заученные молитвы не помогут, если не покаяться, не впустить Бога в сердце! – Альфия светится от счастья. – Всю жизнь я горела в аду, а теперь живу с Господом и радуюсь! Раньше просыпалась и с ужасом думала, где сегодня буду ночевать, работать, на какие деньги жить? Теперь каждое утро за всё благодарю Бога – и такой покой и мир наполняет сердце, и в жизни всё устраивается!

Наталья ВЯТКИНА

ФОТО автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *