ПОБЕДИТЬ ПРОТЕЯ Что такое «фарисейство»?

Сегодня для многих светских людей любой верующий, особенно священник, это априори — «лицемер» и «фарисей», использующий церковь и веру ради своей выгоды. И я, как служитель церкви, сталкивался с такими болезненными и абсурдными обвинениями, которые вызывают желание отстраниться или оправдаться. С одной стороны, я уверен, что большинство верующих искренние и честные люди, но с другой, для меня очевидно, что каждый христианин должен иметь мужество ставить перед самим собой такие вопросы: «Насколько я искренен в своей вере?», «Является ли моя жизнь подлинно христианской?», «Могу ли я быть уверен, что те слова, которые Христос обращал к фарисеям, не относятся ко мне и к моей жизни?»

Я задавался подобными вопросами практически с первого дня моего обращения в веру. Стоят они передо мной и сейчас.

Внешняя набожность

Помните такое предупреждение Христа: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие!» (Библия, Новый завет, Евангелие от Луки, 12:1) И другие, подобные этому, места Евангелий, обличающие внешнюю показную веру. Например, слова из третьей главы второго послания Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Это место Писания звучит как предостережение от выхолощенной умственной веры, от обрядового христианства, оно призывает к вере в реальное, живое действие Бога в жизни. Значит, подлинным христианством надо считать веру действенную, уповающую на помощь Бога.

Интересно, что эти же строки из послания Тимофею в одном из современных переводов звучат так: «будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла». Обрести подлинную веру невозможно, не углубляясь в ее суть, оставаясь в пределах «внешней набожности». 

Обывательство

Фарисейство может проявляться в том, что мы слишком сфокусированы на материальном и временном. Конечно, нет ничего плохого, если наша жизнь устроена, но это не должно становиться смыслом и сутью нашего существования. «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Библия, Новый завет, Евангелие от Матфея, 6:31-33). Эти слова Христа являются компасом для христианина в современном мире, который поглощен материализмом и потреблением.

Главная проблема «общества потребления» в том, что это цивилизация развлечения и отвлечения.  То есть пока мы включены в этот бег за достатком и успехом, мы не способны остановиться и задуматься о своей жизни. Когда подобное состояние постигает верующего человека, он превращается в обывателя и, как следствие в фарисея.

 

Болтовня, любопытство, поверхностность

Жить подлинно христианской жизнью требует труда, и прежде всего труда сердечного. Мы склонны убегать от сложных вопросов: «Насколько моя жизнь настоящая?  Насколько я живу так, как Бог ждет этого от меня?» Эти искания можно назвать путем к самому себе.

Великий философ ХХ века Мартин Хайдеггер, считал, что препятствием к обретению подлинности становится стремление спрятаться от самого себя в толпе. Это происходит в тот момент, когда жизнь заполняется праздными разговорами, любопытством и поверхностностью. Вот как об этих признаках говорит исследователь творчества Хайдеггера, доктор философии и доктор психологии из Англии, Эмми Ван Дорцен:

«Праздные разговоры — способ бессмысленного «вращения» среди других, говорение о том — о сем зачастую без какого-либо осмысления предмета беседы, бесполезного следования моментальному интересу. Любопытство — то, что заставляет нас следовать по пути многих, раскрывать все и ничего, это то, что оставляет нас всюду и нигде. В этот момент вещи теряют определенность, они более не являются тем или другим, но представляют собой все сразу. Пребывание в таком состоянии подавляет нашу истинную способность Быть, прячет ее среди всего и ничего. При том, что болтовня и любопытство все более погружают нас в растерянность и смятение, мы не можем устоять перед искушением и все дальше уходим от себя по этой дороге».

«Маски»

Говоря о проблеме ненастоящей, неподлинной жизни в Боге, стоит затронуть тему масок.

Стремясь убежать от своей сути, прячась в толпе, человек создает ложные представления о себе, и неважно они ложно-плохие или ложно-хорошие. Жизнь такого человека – игра, театр. Не случайно же в средневековом манускрипте Кармина Бурана антиподом Христа предстает Протей, герой древнегреческих мифов, способный менять свое обличие, становясь то диким вепрем, то драконом, то львом, то огнем или водой. Таким Протееем подчас становится современный человек, зараженный болезненным желанием носить и постоянно менять маски, подстраиваясь под окружающую среду, так до конца и не поняв, кем он является в действительности.

В 21 главе Евангелия от Матфея описывается известная история, как Христос проклял смоковницу, на которой было множество листьев, но не было ни одного плода. Это страшный образ бесплодной внешней жизни… Но есть в этой истории и другая сторона – «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Библия, Новый завет, Евангелие от Матфея, 21:21,22).

Вера, которой нас наделил Христос, способна наполнять наши дни смыслом, а жизнь – подлинностью. Ведь именно подлинная вера открывает путь к божьему присутствию в нашей жизни, поднимает нас над обыденностью и разбивает любые маски, с которыми мы срослись.

Роман УСАЧЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *