ИЛЬЯ БЕГАЕТ И СТИХИ ЧИТАЕТ Три года назад не ходил и не говорил

В свои 5 лет Илья БАЙКАРОВ бегает, прыгает, кувыркается, плавает, с аппетитом кушает, читает стихи – живет, как самый обычный мальчишка! Видели бы это казанские врачи, которые, изучая его диагнозы при рождении, пророчили жизнь овоща. Трудно поверить, но приемная мама Анна СЛУКИНА с Божьей помощью Илью выходила, поставила на ноги в прямом и переносном смысле.

Бог готовил

— Примерно с 22 лет меня посещала мысль об усыновлении, но я воспитывала двоих своих детей и в ту сторону не смотрела, — рассказывает Анна. – Три года назад Господь изменил курс моей жизни – я ушла из бизнеса. Мой доход упал с 90 до 10 тысяч. Иисус Христос учил жить, доверяя Ему. Я понимала, что Он готовит меня стать приемной мамой: было побуждение пойти в Школу приемных родителей, научиться грудному вскармливанию, получить профессию психолога, — словом, начался процесс исцеления души и сердца, освоения новых навыков.

Счастливые мама и сын — Анна Слукина и Илья

Анна вспоминает, как случайно открыла сообщение в общей группе в WhatsApp: «Нужен волонтер в ДРКБ. Илья, 2 года. Неврология». Она читала, и не могла избавиться от мысли, что это адресовано лично ей. Тут еще подруга продублировала сообщение. Так она поняла, что нужно звонить по указанному телефону.

— Итак, я волонтёр, ищу корпус неврологии, и краем глаза вижу, как гуляют дети с мамами. Смотрю — вот он, Илья! И почему-то меня не смущает, что должна сменить напарницу не на улице, а в палате. Иду туда, и буквально сразу заходит женщина с тем самым ребенком. Это точно Илья, я его узнала!

Анна стала помогать раздевать мальчика – и глазам не поверила: двухлетний был похож на десятимесячного, попа как у новорожденного, всего с ладонь. Разводить ножки в стороны он не мог, глазками жутко косил, ушками плохо слышал, из-за этого звуки выкрикивал громко, говорить не мог, носом не дышал. Живот был вспухший, грудная клетка причудливой формы с вмятиной посередине, колени как какие-то круглые набалдажники. Лишь плечи были хорошо развиты, и только потому, что приходилось ползать на руках, волоча ноги за собой. Малыш постоянно бился головой, не умел есть и пить, засыпал с трудом.

Но чудом было то, что Илья вообще выжил! В его истории болезни было написано, что родился в 6 месяцев от наркозависимой и больной гепатитом, диагнозы – один другого страшнее: внутренняя постгеморрагическая декомпенсированная гидроцефалия, церебральная ишемия тяжелой степени, анемия на фоне ателектазов легких тяжелой степени, врожденная дисплазия правой почки…

— Но меня, волонтёра без опыта, почему-то не испугала ужасающая информация о здоровье Ильи, — вспоминает приемная мама. – Глядя на него, я видела семилетнего мальчишку в белой рубашке с черной бабочкой, — как положено солисту-вокалисту. Тогда подумала: «У парня слух хороший, петь будет. Надо звуками его привлекать».

Так и слушали с ним, как по-разному стучат ложка, чашка, тарелка. А Илюха за ложку — да кашу в рот, и чашку в руках научился держать! Смотрю на него — какой же в нем потенциал! Нарушила правила, спать положила с собой. И подумала — чего ему биться головой, когда с ним играют и общаются!

Потом Анна освоила с мальчиком игру тяни-толкай: идёшь в столовую — двери тянуть надо, чтобы открылись, идёшь обратно — надо толкать. Илья всё схватывал на лету, стал говорить и «тяни», и «толкай».

— С Ильей я отдежурила трое суток и стало мне понятно, что малыша надо забирать в свою семью, — говорит Анна. – Ой, а в голове куча сомнений, думаю, что первый опыт волонтерства, сама дважды мама — вот и взыграл материнский инстинкт. Тогда начала молиться: «Господь, если Ты даёшь Илью, то дай понимание, что он от Тебя, потому что без Твоего водительства я его не вытяну!»

Когда у мальчика закончился курс лечения в ДРКБ, она передала его в руки приехавшей няне из Дома малютки. На глазах были слезы, расставалась с трудом…

Детей много, мой – один!

Вскоре Анна устроилась работать няней к другому ребенку. Но мысли про Илью не покидали. И надо же — через месяц его снова привезли в ДРКБ, и Анна пришла на дежурство. Малыш ее сразу вспомнил! Тогда ей стало очевидно: детей много — мой один!

— Я начала собирать документы на усыновление, — вспоминает приемная мама. – Мне все твердили, что этот процесс ужасно муторный. Я же столкнулась с обратным: как будто все врачи только меня и ждали!

Но первые трудности пришли, когда Анна предоставила в органы опеки свои документы. Ее вызвали на комиссию — и сразу отказали! «Вообще не понимаем, зачем вы хотите брать ребёнка-инвалида с пятой группой по здоровью? – с недоумением спрашивал один инспектор. — У вас своих двое, мальчик и девочка, полный набор!»

Анна была в недоумении — разве детей наборами определяют? А инспекторы продолжали объяснять, что с таким ребёнком тяжело, тем более без мужа, да и справка о ее финансовом положении не устраивает: надо либо другую справку о хороших доходах, либо замуж выйти. Опустив голову, Анна вышла из кабинета, но по коридору догнала инспектор: «Что, так и уйдете?» «А что делать?» — развела она руками. «Так на здоровых же разрешение дают, давайте заявление перепишем», — инспектор подсказала выход.

— Через два с половиной месяца, получив разрешение на усыновление, я поехала в Центр усыновления, чтобы узнать, что к чему, — вспоминает приемная мама. – «Вы разве не знаете, что под усыновление идут только здоровые дети? – уточнила у нее специалист. — У вас странное заявление: написано здоровый ребенок — в приемную семью. Или есть кто-то на примете?» Я ответила: «Есть, Илья Байкаров».

Специалист мигом достала телефон и показала видео: «Этот? Поедете к нему сейчас?» Анна активно закивала головой, и женщина тут же договорилась с сотрудниками Дома малютки, выписала направление.

Бог ответил

— Я сказала, что поеду, а у самой сердце колотится, озноб пробирает, — говорит приемная мама. – Помню, жду в гостевой комнате, внутри — и страх, и радость. Думаю, узнает или нет? Скорее всего нет, столько волонтеров и нянь с ним дежурили. И я, похоже, меньше всего. «Илюша, здравствуй!» — говорю ему. А он смотрит сходящимися на переносице глазами — такой сладкий, такой родной!

«Илюша, тяни!» — напомнила ему Анна. И он ручки к ней как протянет, ножками засучит. «Тяни-толкай, — сказал, — тяни-толкай». Узнал! И будущая приемная мама стала ездить к нему по два, три раза в неделю, приносила пюре «ФрутоНяня» и учила пить из тубы. Сначала Илья вообще не мог понять, что к чему, но вскоре начал пить самостоятельно.

— Еще малыш печенье стал пробовать, но даже самое мягкое откусить не мог, – вздыхает она. – Я клала ему кусочки в рот, но он сразу их выплевывал, потом просил снова. Вкус печенья он ощущал, но не знал, как жевать. Да и способности проглотить у него не было. Зато слово «петеня» быстро выучил, и в каждый мой приход лез в сумку за этим самым «петеня».

Илья преображался на глазах, Анна радовалась и расставаться с ним не хотела. Но опять подкрадывались сомнения. Смогу ли? Справлюсь ли? Сын в армию ушел, дочь в первый класс пойдет. А на обучении в Школе приемных родителей говорили, что это не лучшее время брать детей в семью: у Ильи — кризис трех лет, у дочери — кризис семи. Одно на другое накладывается.

— Я стала усердно молиться Богу, — рассказывает Анна. — «Господь, покажи, что Ты даешь мне этого ребенка, что я ничего сама не придумала, — так просила. — Да будет всё по воле Твоей, а не моей!» После этих молитв просыпаюсь как-то ночью и явно вижу — Илья спит рядом со мной. Думала, что сплю, пощипала себя – больно! Чтобы удостовериться, что бодрствую, спустилась на первый этаж попить воды. Поняла – не сплю! Прихожу в спальню и пять вижу, что Илья спит на моей кровати! И тут я отчетливо поняла – Господь мне показывает, что Илья придет в нашу семью! Сомнений больше не было! Это Бог благословил! В сердце и душу пришел мир и покой.

Первые шаги

Но для того, чтобы взять малыша в семью, нужно было пройти медкомиссию: Анна легла с ним в больницу. В день — по пять врачей, разные анализы. С Ильей оказалось совсем не просто! Он не мог спокойно сидеть, к рукам был не приучен, и чтобы уснул, нужно было непрерывно покачивать в кроватке минут 40, а то и больше.

А теперь Илья гоняет на самокате

— Но самым страшным был поход в столовую, – вздыхает Анна. — Я быстро научилась видеть на 360 градусов! Илья с диким грохотом ронял табуретки, поднимал, быстро вскарабкивался на них и лез во все тарелки и стаканы, которые были на столе. Одновременно он швырял ложку, опрокидывал суп и чай и широченно открыв рот, старался захватить всё содержимое другой ложкой, ведь жевать-то не умел! Приходилось разом его ловить и останавливать! Мне приходилось по нескольку раз вставать в очередь за едой.

После медкомиссии Илью вернули в Дом малютки, Анна постоянно навещала его. Как-то раз пришла, а он на улице гуляет — пристегнутый к коляске без обуви, развлекает себя вырисовыванием головой восьмерки, мычанием и скрещиванием глаз. Играть на улице мальчику не давали, чтобы не пачкался и не ушибался.

Тогда Анна купила ему ботиночки, принесла и обула. Иначе как ему учиться ходить? И мало-помалу Илья начал делать первые шаги, особенно полюбил стоя кататься на карусели.

Но в один из дней Анна не могла не нарадоваться: надо же, Илюшка в новых сандаликах! На ножки стала ставить, чтобы с ним играть, а он: «Бо-бо-бо», и на сандалии показывает. Оказалось, их размер 17-й, а ножка-то у него 19-го! У Анны аж слезы навернулись, всё думала, зачем спазмированную и вывернутую ступню запихивать в обувь на два размера меньше?

— Кроме дочери Ангелины мою идею никто не поддержал, — вздыхает Анна. — Одни крутили пальцем у виска: «Сдурела Анька, что ли?!», другие скромно отводили глаза. Зато дочь, увидев малыша полтора года назад, активно ждала. К приходу инспектора домой готовилась, все игрушки по местам расставила. Вскоре с Илюшей познакомилась моя мама и тоже полюбила. Теперь его ждали домой уже трое: к нам присоединилась бабушка. 10 июня 2019 года я, слава Богу, забрала Илью в семью! Все врачи смотрели на меня с вопросом: «Вы же знакомы с его диагнозами? Вы уж его не возвращайте!» Да у меня даже мысли такой не возникало!

На свадьбе мамы

Уму непостижимо – за два года Анна получила массу полезных профессий, навыков, чтобы выходить Илью. И результат не заставил себя ждать – вместе со сверстниками мальчик пошел в детский сад! Теперь мама делает всё возможное, чтобы Илья развивался интеллектуально, научился ровно ходить, твердо наступая на обе ноги. Недавно у Ильи появился брат Артем, которого он сразу же начал учить всему, что умеет.

Наталья ВЯТКИНА

ФОТО автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *